Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 67. С какой целью собирался Второй Ватиканский собор?

Ватиканский собор — это съезд представителей церковной католической знати мира: кардиналов, митрополитов, архиепископов, глав религиозных орденов и настоятелей крупных монастырей. Все то почти за двухтысячную историю христианской церкви было 20 так называемых Вселенских соборов. Собирались они лишь в случаях крайней необходимости и больших опасностей, грозящих церкви. Второй Ватиканский собор (первый состоялся в 1869—1870 гг.) был созван по инициативе римского папы Иоанна XXIII и проходил с 1962 года по 1965 год с перерывами. Первая сессия собора проходил под руководством Иоанна XXIII в октябре— декабре 1962 года. В 1963 году Иоанн XXIII умер, и последующими тремя сессиями руководил папа Павел VI.

Какая же опасность встревожила сановников церкви на этот раз? Падение авторитета церкви и вероучения, утрата позиций религии в обществе, что выражается в отходе от нее больших масс людей.

Действительно, в условиях научно-технической революции, когда большинство людей для разрешения жизненных проблем обращается не к небу, а к земным силам, в условиях, когда значительная часть человечества занята социалистическим строительством, церковь, бывшая некогда властительницей душ людей, почувствовала, что твердая почва уходит из-под ее ног.

На соборе была разработана целая программа действий, призванная усовершенствовать устаревший механизм воздействия на массы, обеспечить вживание церкви в современный мир. Один из главных пунктов этой программы — обновление социальных доктрин церкви, ее архаических догматов. Собор принял решение о реформировании церковной структуры, об изменении канонов богослужения и др. Богослужение, которое раньше проводилось только на латыни, теперь разрешено проводить на национальном языке любой страны. С целью создания видимости коллегиальности управления при папе образован епископский совет. Принято решение о «религиозной свободе», которым признается право за другими религиозными организациями на отправление культов и обрядов (раньше была полная нетерпимость). В католический ритуал включаются местные языческие культы, что прежде каралось отлучением от церкви.

Собор принял специальное решение «Церковь в современном мире», в котором затронуты вопросы, касающиеся сохранения мира, социальной справедливости и т. д. Многие участники собора высказались за поддержку политики мира и разоружения, которая отвечает интересам человечества, за решение спорных вопросов между государствами путем переговоров.

Однако пока что действия руководителей Ватикана не говорят о последовательности в осуществлении антивоенных призывов. То же можно сказать и об отношении к колониализму. Вынужденные считаться с неодолимостью национально-освободительного движения, некоторые церковные руководители пытаются представить себя защитниками народов развивающихся стран, но на практике их деятельность служит неоколониализму.

На соборе много говорилось о борьбе с нищетой и другими социальными бедствиями, характерными для современного капиталистического общества. Духовенство не могло не считаться с тем, что большинство трудящихся стремится к нормальным условиям жизни и справедливости уже здесь, на земле, а не на небесах. Возникла необходимость создать социальную доктрину, которая привлекала бы массы верующих и в то же время не подрывала капиталистических устоев. И вот на соборе выдвинули лозунг привлечения трудящихся к управлению предприятиями, допуская даже «социализацию производства», конечно, при незыблемости частной собственности, капиталистических порядков...

Все это красноречиво говорит о том, насколько глубоки, сложны и остры проблемы, которые тревожат сейчас церковь и заставляют ее руководство искать пути приспособления религии к новым условиям.



Литература:
Вопросы научного атеизма, выпуск VI. Второй Ватиканский собор. (Замыслы и итоги) М, Мысль, 1968
Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., Прогресс, 1973.
Маркевич С. Тайные недуги католицизма. М., Политиздат, 1967.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Джон Аллен.
Opus Dei
e-mail: historylib@yandex.ru