Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 7. К. Маркс называл религию «опиумом народа», В. И. Ленин — родом «духовной сивухи». Почему?

К. Маркс назвал религию «опиумом народа». Характеризуя это положение К. Маркса как краеугольный камень марксистского учения о религии, В. И. Ленин называет религию родом «духовной сивухи».

С момента своего возникновения религия постоянно была тормозом в развитии человеческой личности и общества в целом.

История неопровержимо свидетельствует, что у древних людей религия отвлекала массу сил и времени, необходимых для труда и борьбы со стихийными силами природы, на выполнение нелепых обрядов и ритуалов.

В классовом, эксплуататорском обществе она убаюкивает сознание трудящихся сказками о нетленной награде на том свете за муки и тяготы на земле, уводит их от революционной борьбы.

Безнадежно больному человеку вводят опиум для того, чтобы облегчить его страдания. Но опиум не лечит человека, а лишь создает иллюзию облегчения.

От беспросветной нужды человек идет в кабак, топит свое горе в сивухе, забывая на какое-то время о своем положении. Но ведь это не избавление от горя.

Религия, уподобляясь опиуму и сивухе, создает призрачную надежду на избавление от горя.

Обещая рай небесный и загробное благоденствие в качестве компенсации за страдания на земле, религия тем самым утверждает и оправдывает несправедливость, учит людей безропотно переносить нужду и горе.

В. И. Ленин подчеркивал, что на протяжении всей истории классового антагонистического общества церковь и эксплуататорские классы действовали всегда заодно. «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы (это особенно удобно делать без ручательства за «осуществимость» таких перспектив...) смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость»7.

В социалистическом обществе подорваны социальные корни религии, церковь лишилась своей прежней базы, на которую опиралась. Все это обусловило массовый отход трудящихся нашей страны от религии. Тем не менее религиозность части населения не перестала играть отрицательную роль. Религия ориентирует верующих на иллюзорные ценности, ограничивая тем самым их духовный рост, отвлекая от активного участия в жизни общества. Конечно, такое влияние религии на людей в корне противоречит интересам социалистического общества. Поэтому все усилия и средства идейного воздействия и атеистического воспитания должны быть направлены на преодоление религиозных пережитков в сознании трудящихся.



7 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 237.

Литература:
Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 414—415.
Ленин В. И. Социализм и религия. — Полн. собр. соч., т. 12, с. 142—147.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Джон Аллен.
Opus Dei

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня
e-mail: historylib@yandex.ru