Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Любор Нидерле.   Славянские древности

Конское убранство

   К снаряжению конницы относится также конское убранство, и поэтому мы остановимся сейчас на нем. Поскольку в некоторых славянских областях коневодство получило значительное развитие, а славянская конница упоминается в описаниях войн с VI века (см. с. 518–519), то естественно, что у славян получило развитие конское снаряжение и что они сумели быстро воспринять в этой области все то полезное, что видели у соседних кочевнических племен, которые издавна как бы срослись с конем.

   Седло. Что касается древних седел, то о них ничего не известно, в могилах также ничего не было найдено (за исключением незначительных остатков)79. Но уже в первых памятниках древнеславянского языка начиная с X века имеется собственный термин для обозначения этой части снаряжения: седло от слова седети80, а с IX века говорится о седле славянских воинов81, с XII века в русских летописях и былинах встречаются упоминания о золотых седлах, то есть седлах, обитых золотыми пластинками и вышитых золотом, что свидетельствует о стремлении подражать византийским и восточным образцам82.

   Стремя, подвешенное к седлу, является также достижением более позднего времени; до IX века оно не встречается среди находок, нет упоминаний о нем и в письменных сообщениях. Однако в соседней Германии стремя было известно уже в Меровингскую эпоху и еще шире в Каролингскую, когда его дуга приобретает характерную коническую форму, а подножка располагается под острым углом к дуге (на рис. D, Н).





   Восточные и славянские стремена

   А – Сент Ендре; В – Касса; С – Жирак; D – М. Добра; Е – Чорна; F – Перещепино; J – Драчи; Н – Уппланд (стремя викинга).



   Гораздо более распространенными были стремена иной формы, заимствованной у кочевых народов (от аваров до половцев), соседних славянам на юге и на востоке. Их стремена имеют круглую или грушевидную форму и снабжены вверху либо специальной петлей, либо отверстием в верхней части дуги (на рис. А, С, E,J).

   Легко предположить, что форма стремени у славян сложилась под влиянием обоих соседей. И в самом деле, начиная с X века в западных славянских областях мы видим стремена каролингского типа, а в восточных областях и в Венгрии – стремена кочевнического типа, так что они потеряли здесь значение специфического признака народности83. Стремена также богато украшались, а в «Слове о полку Игореве» упоминаются даже золотые стремена84. Древним общеславянским названием было стрьменъ85.

   Шпоры. Гораздо более распространены среди славянских находок шпоры. Пути развития их различны начиная с конца латенской эпохи, когда они впервые встречаются в Центральной Европе86. Славянские шпоры берут свое начало от полудужных римских шпор, в славянских погребениях шпоры появляются начиная с VIII века, например в погребении у Гогенберга в Штирии; наиболее интересные экземпляры найдены в хорватских погребениях, открытых недалеко от Бискупина, Врлики и Скрадина в Далмации. Они имеют большую параболическую дугу с крупным шипом. По своей форме они полностью совпадают с одновременными им каролингскими шпорами, от которых, я полагаю, и произошли славянские, хотя для их обозначения у славян существовал опять-таки свой специальный термин – острога61. Славяне не могли заимствовать шпоры у соседних кочевников, потому что ни у мадьяр, ни у аваров шпор не было; в древних кочевнических погребениях нет также и русских шпор. Интересные экземпляры славянских шпор известны как из вышеуказанных далматских погребений, так и из погребений близ Колина в Чехии. Они украшены зернью и позолочены.











   Основные типы древних шпор

   1-9 – латенская и римская эпохи. 1 – Страдонницы; 2 – Чешский Брод; 3, 5 – Добржихов-Тшебицка; 4 – Злив; 6 – Райхерсдорф; 7 – Могуч; 8 – Саальбург; 9 – Керско; 10 – Гогенберг; И – Пересопница; 12 – Старый Рупии (Alt-Rupin); 13 – Мартыновка; 14 – Вариводы около Скрадина; 15 – Гнёздово. 6-14 уменьшены значительно больше, чем остальные.



   Изображение восточного воина с остроконечным шлемом и панцирем. Серебряное блюдо из Березова (по Смирнову)



   Носили ли славяне шпоры на одной или обеих ногах, определить пока еще нельзя. Если и были случаи находок обеих шпор, то условия этих находок не ясны. В хорватских погребениях, правда, обычно шпор бывало две.

   Узда и удила. И первые, и вторые представляют собой очень древнее приспособление для управления лошадью, известное в Центральной Европе уже с неолитической эпохи88. О древнейшей узде праславян мы ничего не знаем. Первые достоверные доказательства мы встречаем опять-таки только в погребениях конца языческого периода, а в первых письменных памятниках уже известен термин узда, наряду с которым Асбот предполагает специально для удил еще и термин zobalo89. В этот период мы различаем два вида удил, оба они существовали еще в эпоху римской цивилизации, а также встречаются в погребениях восточных кочевников: 1) простой вид, состоящий из двух сочлененных друг с другом частей, с кольцами на концах для продевания ремня; 2) вид, снабженный двумя неподвижными или подвижными псалиями, которые предотвращали выскальзывание удил изо рта лошади; 3) вид с неподвижным мундштуком очень редок.

   В славянских погребениях встречается, как правило, первый вид; соседние погребения венгерских всадников также обычно сопровождаются этой формой, в то время как другая является более редкой, хотя у древних кочевнических народов, например скифов и сарматов, именно она была обычной и очень нарядной90.





   Удила из славянских и венгерских погребений

   В левом ряду сверху вниз: Гнёздово, Пилин, М. Флисс; в правом ряду: Мощино, Каррас, Цико.



   К славянам проникла и эта форма, но в находках она встречается реже. Следовали ли славяне в формах своей узды римско-германским или восточным образцам, я сказать пока не могу. Соответствующие термины, однако, славянского происхождения; кроме того, в X веке славяне изготовляли узду сами, о чем свидетельствует Ибрагим91. Простой крестьянин управлял, конечно, лошадью и просто с помощью вожжей, вложенных в рот лошади92.

   Подкова. Что касается подковы, то тут я скажу кратко, что к славянам проникли ее римские образцы через посредничество германцев, у которых существование подковы твердо доказано ныне, например, раскопками в Заальбурге на германском лимесе93. В славянских погребениях подковы встречаются очень редко, а в культурных слоях древних славянских городищ X и XI веков чаще. Подкова94 – древнее славянское название.


79 В одной из могил у Чернигова (Д. Самоквасов, Могилы русской земли, 194). Несколько больше было найдено в могилах кочевников, например около Россавы (ibid., 223 и сл.).
80 (В Man. II.294 указано, что оттуда произошло также немецкое Sattel), Miklosich, Etym. Worterbuch, 289; Срезневский, Материалы… III.323.
81 Лаврентьевская летопись под 964 годом, Annales Fuld., 871; Ibrahim (ed. Westberg), 53. Прежде всего, Прага в X в. была известна производством седел и удил.
82 В «Слове о полку Игореве» и других источниках (Срезневский, Материалы… 1. с.).
83 См. документы в «Źiv. st. Slov.», III, 591.
84 К вопросу об истории стремени вообще см. Schlieben, Gesch. des Steigbtigels (Nassauer Annalen, 1892) и R. Forrer, P. Zschille, Der Steigbtigel, Berlin, 1896.
85 Miklosich, Etym. Wórterbuch, 325.
86 R. Forrer, P. Zschille, Der Sporn in seiner Formenentwickelung, Berlin, 1899; M.Jahn, Der Reitersporn, Wtirzburg, 1921. См. также статью Л. Нидерле в «Pam. arch.», 1915, 196.
87 Miklosich, Et. Wórterb., 227. Термин общеславянский, но древние письменные доказательства мне не известны. Наряду с этим в древнеболгарском языке мы встречаем pętno.
88 По вопросу об истории узды см. R. Forrer, Р. Zschille, Die Pferdetrense in ihrer Formenentwickelung, Berlin, 1893. Остальную литературу см. в «Ziv. st. Slov.», Ill, 599.
89 Срезневский, 1. с., III. 1169 (в летописи конь с уздою упоминается впервые под 968 годом); Asbóth, Archiv fur slaw. Phil., XXV.569.
90 Minns, Scythians, 75; Ханенко, Древности, II, табл. 14 и сл.; 40 и сл.; 48 и сл.
91 Ibrahim (ed. Westberg), 53.
92 «Vita Sti Adalberti», auct. Canapario, 8.
93 Jacobi, Saalburg, 1.522.
94 Miklosich, Et. Wórterb., 153; Berneker, Etym. Wórterb., I, 593.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Фроянов.
Рабство и данничество у восточных славян

под ред. Б.А. Рыбакова.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э.

Галина Данилова.
Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

Алексей Гудзь-Марков.
Индоевропейцы Евразии и славяне

Валентин Седов.
Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование
e-mail: historylib@yandex.ru