Реклама

М. С. Беленький.   Что такое Талмуд

Иудаизм в Израле

Особенно активен иудейский клерикализм в государстве Израиль, где иудаизм всецело поддерживается правительством.

Подобно тому как служители христианской церкви учат, что только христианство — «истинная религия», данная через откровение богом, богословы и раввины утверждают, что иудаизм — единственно истинная религия. «Иудаизм, — пишет И. Бергман,— зиждется на божественной книге, на Торе, которая нам дана свыше. В начале был бог, и все, что начертано в Торе, от бога исходит. Тора поэтому священна»1. Бергман при этом готов отдать должное и философии, правда, только идеалистической, уверяя, что и она помогает людям жить в благочестии. Однако первенство он отдает «религии евреев». В философии, пишет он, множество направлений, пророчество же знает только одно: любовь. Пророчество — явление исключительно иудейское. Оно выражает его сущность, его дух. Хасидизм Бешта тождествен пророчеству. А потому, заключает Бергман, современный еврей обязан знать учение пророков и Бешта и строить свою жизнь в соответствии с их доктринами.

Расписывая преимущества иудаизма, Бергман говорит: бог философов — трансцендентный судья мира, он далек от людей, в нем нет ни души, ни милосердия. Напротив, бог пророков — живой бог, источник жизни, судья всей земли, который жалует людей и оказывает им помощь в нужде. Потому вера пророков представляет собой неистребимый огонь, беспокойный, полный вдохновения и экзальтации.

Иудаизм имеет, по мнению Бергмана, общечеловеческий характер. «Из рук еврейского народа,— утверждает богослов,— христианская церковь получила Священное писание, а заодно веру и мораль, важнейшие принципы и заповеди»2. Евреи напоминают Бергману короля Лира, который все роздал, себе ничего не оставив. Но, радуется теолог, и евреям, наконец, повезло. Появился Бешт, и все вновь к ним вернулось: любовь, мораль, заповеди.

Как и Мартин Бубер, И. Бергман выделяет в хасидизме учение о хавруте, расписывает важность молитвенного пафоса и принцип бештианства о беспредельной отдаче себя богу. Чтобы отвлечь массы от задач социального переустройства мира, Бергман советует следовать пророческой прописи Исайи и Бешта: «Не рая ищу твоего, а тебя (бога) одного ищу я»3. Поиск бога должен стать панацеей от всех бед и зол.

Пренебрегая теологическим флером Бергмана, израильский историк А. Галин взял на себя труд показать «особую» роль, которую иудаизм сыграл в истории евреев: «Религия, — пишет он, — воздвигла крепкую стену вокруг маленького народа, и два тысячелетия изгнания не могли сокрушить его. Именно ей обязан еврейский народ тем, что мог продержаться на протяжении почти двух тысячелетий и сохранить столько жизненной силы, чтобы еще — в третий раз — восстановить свое государство в совершенно новых условиях»4. Далее Галин говорит о том, что иудаизм является основой основ государства Израиль. Именно поэтому синагога пользуется здесь привилегированным положением и ведет широкую пропаганду религиозного фанатизма на страницах печати, по радио, с университетской кафедры и парламентской трибуны.

В пропаганде иудаизма первое место занимает Талмуд. При решении важнейших вопросов в современной социальной и политической жизни часто применяются его нормы и принципы. Как свидетельствует израильский автор Ш. Розен, «всякий раз, когда наши эксперты находят в еврейском законе условие, которое может быть приспособлено к потреблению нашего современного и развивающегося государства, мы признаем приоритет постановлений этого права над постановлениями других правовых систем»5.

Особенно в вопросах семьи, брака и развода синагога одержала полную победу. «Счастье тысяч семейств, — пишет прогрессивная деятельница Израиля Рут Любич,— находится в руках клерикалов. Существующий закон о браке и разводе — позор для страны»6.

В Израиле широко распространены суды раввинов, которые действуют в соответствии с законоположениями Талмуда, унижающими достоинство человека, и носят в высшей степени реакционный характер. Активно действуют небольшие реакционные группы под названием «Неторей карта» («Стражи града»). Они ревниво следят за исполнением всех предписаний Торы и Талмуда. Члены этой группы частенько по субботам валяются на улицах Иерусалима, чтобы преградить путь транспорту (Талмуд запрещает разъезжать в субботние дни); они против каких-либо реформ в области семейного, Талмудом установленного права; во исполнение заповеди «не сотвори себе кумира» они запрещают занятия физкультурой, пластические искусства, разбивают скульптуры, установленные в парках и в других общественных местах. В Израиле около 6000 синагог, масса религиозных школ: хедеры, талмуд-торы и ешиботы. Одних епгабот около двухсот, в которых обучаются 15000 человек, В Рамат-Гане функционирует богословский факультет в университете имени раввина Бар-Илана. На факультете под руководством 350 преподавателей тысячи молодых людей рьяно изучают талмудическую «мудрость», приспособленную к требованиям господствующих классов страны7. При министерстве культуры Израиля действует департамент по распространению Ветхого завета и Талмуда. В его ведении много курсов и школ, где преподают Библию и Талмуд.

В Израиле официально признан только ортодоксальный иудаизм. Самое малое отступление от его предписаний вызывает злобные нападки со стороны раввинов и богословов. Резкому осуждению подвергается, в частности, реформированный иудаизм. Так, по поводу заявления американского раббая Айзендрота о полном признании ватиканского «еврейского документа» публицист М. Цанин писал: «Желание реформированного иудаизма создать мировую религию есть предательство»8.

Особенно обострились противоречия между реформированными и ортодоксальными иудеями в последнее время. На конференции «Всемирного союза прогрессивного иудаизма», которая состоялась в Иерусалиме в 1968 г., реформированные общины потребовали от правительства Израиля права для раббаев заключать браки между всеми лицами, которые по иудаистскому закону в этом отношении правомочны, признания евреями тех лиц, которые принимаются реформированными раввинами в их синагогальные общины, поддержания реформированных синагог министерством религии наравне с ортодоксальными синагогальными общинами9. Но засилие ортодоксального иудаизма во всей общественной жизни Израиля настолько велико, что признание реформированной синагоги как официального религиозного сообщества может привести в Израиле к фактическому расколу.

Чем объясняется приниженное положение реформированной синагоги в Израиле?

Обратимся к данным об иммиграции евреев в Израиль. До 1947 г. иммиграция составляла 331 332 человека; из них из Европы приехало 80%, из Азии — 10,4%, из Африки — 2,3%, из Америки и Океании — 7,3%. С 1948 по 1961 г. иммиграция составила 880579 человек; из них из Европы приехало 42,8%, из Азии — 26,2%, из Африки — 23,8%, из Америки и Океании — 7,2 %. Таким образом, за годы существования государства Израиль иммиграция из стран Азии и Африки составила 50% 24. В среде иммигрантов сильны ортодоксальные традиции и решительное противодействие процессу секуляризации и светскому укладу жизни. Но религиозные партии Израиля пополняются за счет иммигрантов из стран Азии и Африки. Вместе с тем вновь прибывшие ортодоксальные евреи составляют подавляющее «голосующее большинство» населения а играют, таким образом, важную роль в политической жизни страны. Именно по этим соображениям политического характера сионистское руководство государства Израиля проявляет особую заботу о процветании ортодоксального, талмудического иудаизма.

Клерикальные круги Израиля — это далеко не весь Израиль. В нем имеются серьезные демократические силы, возглавляемые рабочим классом и коммунистической партией, которые в трудных условиях ведут ожесточенную борьбу против физического и духовного гнета за самостоятельную политику, отвечающую глубоким интересам еврейских и арабских масс страны, за мир и социальный прогресс. Выступая на международном Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве, М. Вильнер заявил, что «Израиль не является единым реакционным блоком милитаристов и проимпериалистов, что есть силы в Израиле, искренне протягивающие арабским народам руку сотрудничества в борьбе за мир, против общего империалистического врага»10.

Успешно действует в Израиле «Лига борьбы против религиозного насилия». В ответ всем клеветникам, утверждающим, что разрыв с религией означает предательство по отношению к еврейскому народу, члены этой «Лиги» справедливо говорят: подлинная защита интересов народа связана с борьбой против духовного дурмана. Они свободно, не кривя душой, в соответствии с наукой высказывают свое мнение насчет религии своих «предков», изложенной в Ветхом завете и Талмуде. Опираясь на широкие слои населения, члены «Лиги» дают отпор реакционному сионизму и клерикализму и несут в массы светлые идеи науки и вольномыслия.



1 Я. Бергман. Иудаизм. Иерусалим, 1935, стр. 39 (на яз.иврит).
2 Там же, стр. 116.
3 Там же, стр. 58.
4 А. Галин. Израиль - еврейское государство. Тель-Авив, 1958, стр. 12.
5 Sh. Rosenne. The Constitutional and Legal System of Israel. N. Y., 1957, p. 11. — Цит. пo: Г. С. Никитина. Государство Израиль, стр. 72.
6 См. «10 лет деятельности прогрессивных организаций в Израиле». Тель-Авив, 1958, стр. 15 (на яз. идиш).
7 Ш. Айзенштадт. Кулыурная жизнь в Израиле. — Альманах «Икуф». Нью-Йорк, 1961, стр. 105 (на яз. идиш).
8 «Ди голдене кейт», 1964, № 50, стр. 89.
9 «Herder Korrespondenze», IX, 1968, S. 404.
10 См. Г. Никитина. Государство Израиль, стр. 215.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Джон Аллен.
Opus Dei

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru