Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Николай Непомнящий, Андрей Низовский.   100 великих кладов

Котёл из Копенгагена

Ни одна из реликвий древней Европы не вызвала в своё время столько споров, как знаменитый серебряный котёл, хранящийся ныне в Национальном музее Копенгагена (Дания). Его иногда называют кельтским «котлом изобилия». Он был найден разобранным на отдельные части в 1891 году в торфяном болоте близ небольшого датского селения Гундеструп в Ютландии.

На протяжении многих лет считалось, что этот котёл, изготовленный кельтскими мастерами, был привезён из Галлии в III веке до н. э. Однако в последнее время в среде учёных возобладало мнение, что он был создан в начале I века до н. э. Некоторые относят его даже к более позднему времени и считают, что он изготовлен уже в начале нашей эры. Мастерство, с которым выполнен котёл, поистине замечательно. Этот огромный (одна только ручка его весит около килограмма!) сосуд — одно из самых поразительных произведений кельтских литейщиков — снаружи и внутри покрыт орнаментированными серебряными пластинами. Чеканщики обильно украсили его фигурами людей, животных и мифологических чудищ. Сюжеты изображений посвящены религиозным темам. На внешней стороне котла помещены изображения различных богов и богинь, на внутренней — сцены из мифов, связанных с соответствующими культами. С внутренней стороны на дне котла изображена сцена заклания быка — главного культового животного кельтской религии. Вся композиция иллюстрирует некое событие, смысл которого пока неясен. Учёные пытаются истолковать отдельные сцены и идентифицировать отдельных персонажей — например, человека в рогатом шлеме. Некоторые видят в нём изображение прославленного кельтского героя Кухулина.

Хотя мотивы изображений являются, несомненно, кельтскими, в них присутствует элемент, чуждый галльской традиции. Поэтому исследователи пришли к выводу, что котёл был создан где-то в восточных областях кельтского мира, скорее всего — в Венгрии или Моравии, а может быть, и в Дакии. Здесь были распространены те же религиозные концепции, что и у западных кельтов. В Данию котёл скорее всего попал как военный трофей, а в торфяное болото был брошен в качестве благодарственного жертвоприношения богам. Факт его обнаружения в Скандинавии, куда кельты не доходили, служит одним из многочисленных примеров широкого распространения кельтского искусства в Европе.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Е. А. Глущенко.
Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования

Галина Ершова.
Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка

Ирина Семашко.
100 великих женщин

Г. А. Порхунов, Е. Е. Воложанина, К. Ю. Воложанин.
История Сибири: Хрестоматия
e-mail: historylib@yandex.ru