Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монте.   Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

6. Работа с деревом

Египетские столяры пользовались такими породами дерева, как акация, рожковое дерево, можжевельник и другие местные виды, которые пока не удается установить и которые, так же как и черное дерево, произрастали в южных землях. Использовали они и древесину, поставлявшуюся из Сирии: сосну (аш) и ель (мер), своим цветом напоминавшую кварцит, добываемый на Красной горе. Плотники обрубали сучки топорами на длинных топорищах, а затем распиливали стволы на толстые доски и брусья ручными пилами. Тесло, состоявшее из широкого металлического лезвия, под прямым углом прикрепленного к концу деревянной рукоятки иногда в ладонь, иногда в целый локоть длиной (от 6 до 18 дюймов), использовалось в качестве современного рубанка или струга. Круглые дыры проделывали сверлом, которое вращали с помощью своеобразного смычка, а длинные прорези – долотом и киянкой. Столярного верстака тогда еще не существовало, поэтому, чтобы распилить в длину деревянный брус, его привязывали к вкопанному в землю столбу. Чтобы брус не соскальзывал и не трескался во время распилки, его покрепче связывали со столбом, а между ними закрепляли палку с привязанным к ней тяжелым грузом. Если брус был не слишком большим, ремесленник прижимал его к земле одной рукой, а пилил другой. То же самое он делал, работая теслом, только в этом случае он для верности прижимал брус еще и ногой. Соединяя деревянные детали, египтяне пользовались клинышками, заклепками и клеем, а не металлическими гвоздями, которые, как правило, применяли, когда прикрепляли металлические пластины к дереву. Скобель использовали для устранения мелких неровностей после того, как все детали были собраны. Теперь оставалось лишь хорошенько отполировать изделие, и готовый ларь или кресло можно было передавать художнику для росписи.


Использование смычкового сверла (Дейвис. Гробница Рехмиры)


Распилка бревна (Дейвис. Гробница Рехмиры)

Два огромных наоса, изготовленные по приказу Ипуи для храма божественного царя Аменхотепа I, показывают, с каким размахом египтяне украшали свои храмы и как они работали. Оба сооружения высотой почти двадцать футов. Первый наос установлен на помосте, и к нему ведут пять ступеней. Папирусообразные колонны поддерживают карниз с царскими уреями. Крыша обычной сводчатой формы. На фасаде Хор и Сет сплетают около царя символические растения севера и юга. Другой наос трехъярусный, каждый из которых поддерживают миниатюрные колонны. Нижний – пустой, чтобы там можно было поставить ложе с подголовником, скамеечку, столик и зеркало. Фасады остальных этажей закрыты ажурными панелями с резьбой. На них среди прочего можно отметить символ богини Хатхор, царские картуши, символы Исиды и Осириса, увенчанных коронами соколов, Бэса, играющего на тамбурине, и Таурис, сжимающей в руках свой амулет. Мастерам, изготовившим эти два наоса, пришлось, по-видимому, проявить недюжинную ловкость. Те, кто вырезал иероглифы на двух больших колоннах, стояли на земле, а вот двоим другим, которые занимались украшением карниза, пришлось взбираться вместе со своими инструментами по колоннам. Вот один из них поставил ногу на выступ под сводом, другой взобрался на свод, и оба, держась одной рукой за урея на карнизе, другой орудуют киянками. На этом втором наосе неожиданный приход надсмотрщика застал ремесленников врасплох: один сидит внизу и, похоже, не торопится браться за работу, другой же быстро взбирается по колоннам, стараясь спрятаться от грозного представителя власти. В дальнем углу один из художников в шутку разрисовывает красками лицо соседа, что тот явно находит весьма забавным. Надзиратель проходит мимо них, ничего не сказав, потому что заметил столяра, который сладко спит, растянувшись перед неоконченной работой. Он в ярости кричит на него. Один из мастеров, балансировавших на верхнем этаже, от неожиданности теряет равновесие. А на самом верху двое других поспешно хватаются за инструменты. Один сверлит дырку, другой полирует дерево, а третий, внизу, пытается растолкать спящего. В Древнем Египте отдавали предпочтение работе в «бригадах», но, чтобы она была эффективной, требовались многочисленные надсмотрщики с зорким глазом, которые не стеснялись, если нужно, пустить в ход палку… а также надсмотрщики над надсмотрщиками.

В эпоху Нового царства появилось новое ремесло – изготовление колесниц. Их в основном делали из дерева, колеса никогда не обивали металлом, но на корпусе порой укрепляли металлические пластины. Колесница состояла из множества деталей: в одном стихотворении перечисляется полсотни их названий, и это еще далеко не полный список. Самой трудной частью работы считалось изготовление идеально круглых колес с четырьмя или пятью спицами. Обод делали из многочисленных сегментов, выпиленных из досок подходящей толщины и скрепленных между собой.


Лавка столяра (Дейвис. Две гробницы Рамсесидов в Фивах)

Кроме того, столяры занимались изготовлением луков, стрел и дротиков, всевозможных царских скипетров и жреческих посохов, всяческих знаков власти для знатных особ, военачальников и чиновников, а кроме того, мастерили музыкальные инструменты. Посохи могли быть идеально прямыми или изящно изогнутыми. В мастерской Менхеперра-сенеба мы видим, как один из ремесленников испытывает лук, а его товарищ пробует стрелу на вес и проверяет, достаточно ли она прямая. Чтобы загнуть ветку, ее нагревали, затем обдирали кору и закрепляли рогатиной, а нужный изгиб придавали с помощью рычага. Посохи, скипетры и музыкальные инструменты часто украшались, так же как и мебель, инкрустациями или накладными металлическими пластинами. Иногда к грифу инструмента или кончику посоха приделывали резную голову человека или животного. Сегодня в Лувре хранится деревянная женская голова, когда-то украшавшая арфу. Изящно изогнутые посохи Тутанхамона были сделаны из черного дерева или слоновой кости и оканчивались резными головами негра или азиата.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1
e-mail: historylib@yandex.ru
X