Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монте.   Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

10. Гаремные интриги

Хотя никто не сомневался в божественности фараона, законного сына Амона, всюду находились святотатцы, стремившиеся свергнуть его с престола, погубить и навеки пресечь его ветвь, чтобы получить власть. В конце царствования Рамсеса III одна из его жен, Тии, преисполнилась желания увидеть на египетском престоле своего сына, которого Туринский папирус называет именем Пентаур (хотя это явно не настоящее его имя). В подготовленный ею заговор был втянут один из управляющих дворцом, Пабакикамун, чье имя означает «слепой слуга». Он выполнял функции посредника между преданными Тии женщинами гарема и их матерями и сестрами, которые старались вовлечь в заговор как можно больше царских вельмож. Па-бакикамун считал, что нашел ценного союзника в лице одного из пастырей царских стад по имени Пенхуибин, который потребовал достать ему книгу, принадлежавшую царю Усермаатре Мериамону, великому богу (да будет он Жив, Силен и Здоров!). С помощью этой книги Пенхуибин взялся составить письменные заклинания и сделать восковые фигурки, которые должны были оказать на фараона и его сподвижников магическое воздействие: одних лишить силы, других заставить позабыть о своем долге. К заговору присоединилось множество женщин и чиновников. Один из них, командующий лучниками Куша, родной брат той самой наложницы, которая испытывала столь неблагоразумную страсть к письмам, на судебном процсесе получил имя Бинемуат («злоба в Фивах»), а один из военачальников – Меседсу-Pa («Ра ненавидит его»). До того как их преступные замыслы были разоблачены, их, скорее всего, звали «благо в Фивах» и «Ра защищает его». Неизвестно, каким образом заговор был раскрыт, мы знаем только, что главных зачинщиков и их помощников арестовали, а с ними и всех тех, кто знал об их презренных замыслах, но не оповестил об этом фараона. Были назначены судьи: два казначея, носитель опахала, четыре виночерпия и один глашатай – царь предпочитал обычным судьям людей из своего окружения. В предварительной речи на суде, начало которой не сохранилось, он наказывает им не выказывать милосердия к преступникам: «Пусть содеянное ими падет на их головы. Я же освобожден и спасен навеки, ибо я в числе праведных царей, которым суждено сидеть между Амоном-Ра и Осирисом, владыкой вечности».

Однако выбор судей оказался не совсем удачным: двое из них, а также один из солдат царской охраны, узнав, что некоторым из заговорщиц удалось бежать, показали свое истинное лицо и покинули царский дворец, чтобы присоединиться к ним «в дурных местах». Вскоре их разыскали и для начала отрезали носы и уши. Так царь Хоремхеб обычно карал чиновников и военных, пренебрегавших своими обязанностями.

Описывая казнь заговорщиков, автор отчета употребляет не совсем понятное выражение «Их привели на место, где они умерли сами». Это может означать, например, что приговоренных оставили в зале суда наедине со своей нечистой совестью, положив перед ними острый кинжал. Интереснее, однако, выглядит гипотеза Гастона Масперо, исследовавшего так называемую «мумию неизвестного царевича», которая была обнаружена в Дейр-эль-Бахри. Это мумия мужчины двадцати пяти – тридцати лет крепкого сложения, не отмеченного признаками каких-либо физических недостатков, который по неизвестным причинам был похоронен без соблюдения традиционных операций, связанных с бальзамированием. Его мозг не был извлечен из черепа, внутренние органы также остались на месте. «Никогда я не видел лица, на котором так отчетливо проступали бы следы мучительной и страшной агонии, – пишет Масперо. – Чудовищно исказившиеся черты его заставляют предположить, что несчастный умер от удушья, будучи похоронен заживо». Эта гипотеза может показаться слишком смелой, однако мы не располагаем никакими свидетельствами, что в Египте преступникам предоставлялась возможность самим свести счеты с жизнью. Тем более сложно поверить, что столь милосердное решение было принято по отношению к злодеям, посягнувшим на жизнь фараона.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Леонард Вулли.
Ур халдеев
e-mail: historylib@yandex.ru
X