Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Под редакцией Г.Л. Арша.   Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней

Албания в середине XIX в.

В середине XIX в. территория в западной части Балкан, населенная по преимуществу албанцами, была шире нынешних границ Албании. Она делилась на четыре области — Гегерию, Тоскерию, Косово и Чамерию. По оценкам албанских историков, в этих областях жило тогда около 1 млн 100 тыс. человек, в том числе 950 тыс. албанцев. Остальную часть населения составляли главным образом греки, сербы, болгары, влахи.

Значительная часть албанского населения — около 87 % — по-прежнему жила в деревнях и занималась сельским хозяйством. Ту же продукцию, что и в предшествующие века, давали поля и пастбища. Наиболее распространенной зерновой культурой являлась кукуруза, следом за ней шли пшеница, рожь и ячмень. Из технических культур был распространен табак. В прибрежных районах имелось много оливковых рощ, и оливковое масло вместе с табаком занимало первое место в албанском сельскохозяйственном экспорте. Наряду с земледелием важной отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. Наибольшим было поголовье овец и коз. Методы ведения животноводства, как, впрочем, и земледелия, были весьма отсталыми, что определялось характером производственных отношений. К середине столетия закончился процесс их трансформации, начавшийся более чем за два века до этого.

Сипахийская система — феодальная основа Османской империи в первые века ее существования — в начале XIX в. фактически распалась, а в 30-е годы этого века была официально отменена. Однако в силу политической и общественной отсталости Османского государства капиталистические отношения в сельском хозяйстве не развивались. На месте условных владений — тимаров и зеаметов — возникли частнофеодальные поместья — чифлики. Владельцам чифликов — чифлигарам — принадлежали значительные площади обрабатываемых и необрабатываемых земель. Чифлигары наряду с сохранившими еще в 30—40-е годы XIX в. свои позиции военными феодалами, а также горские байрактары, крупные чиновники турецкой администрации, верхние слои мусульманского духовенства составляли господствующий класс страны. На низших ступенях социальной лестницы находилось крестьянство.

Подавляющую часть аграрного населения — около 85 % — составляли мелкие и средние крестьяне. Хотя официально после отмены сипахийской системы они превратились в свободных собственников, фактически сипахи, байрактары, турецкие чиновники сохраняли над ними полуфеодальную власть. Около 15 % крестьян были лишены земли и работали в феодальных поместьях арендаторами или поденщиками. Процент безземельных крестьян постоянно рос, одновременно за счет крестьянской собственности росли размеры феодальных латифундий. Наиболее отсталым в социально-экономическом отношении регионом страны являлись горы Северной Албании. Здесь сохранялись еще значительные пережитки родовых отношений, в частности, широко был распространен обычай кровной мести. Условия существования горского населения, и так уже очень трудные, к середине XIX в. еще более ухудшились. В предшествующий период одним из главных источников доходов для албанских горцев наряду с занятиями животноводством служило наемничество. Однако введение в Османской империи в 30-е годы XIX в. воинской повинности лишило горцев этого занятия. Кроме того, усиление прямого контроля Порты над Албанией сделало более тягостным для горцев налоговое бремя.

Около 13 % населения страны жило в городах. Наиболее крупными городами в конце 30-х годов XIX в. были Шкодра (25 тыс. жителей), Гирокастра (10 тыс.), Эльбасан (8 тыс.), Берат (8 тыс.), Тирана (7 тыс.). Самым значительным городом Косово в те годы был Призрен — 20 тыс. жителей. Города являлись административными центрами, а также центрами торговли и ремесла. На первом месте здесь стояла Шкодра, где в 1842 г. насчитывалось около 2600 лавок и ремесленных мастерских. Крупные шкодринские купцы соперничали по своему богатству с чифлигарами. Их торговая сеть распространялась не только на Северную и Центральную Албанию, но и на Черногорию и часть Македонии. Около 60 торговых фирм Шкодры имели своих торговых корреспондентов в Триесте и через них были связаны с европейским рынком.

В 30—40-е годы XIX в. в Албании наблюдалось оживление товарно-денежных отношений. Рост государственных налогов и одновременное увеличение спроса на изделия промышленности и ремесла вынуждали крестьян чаще прибегать к услугам городских рынков. В городах происходил распад цеховой организации с ее строгой регламентацией цен, ассортимента и качества изделий. Возникали мастерские, не связанные с цехами, характер деятельности которых определялся уже не цеховыми уставами, а требованиями рынка, законами конкуренции. Но в середине XIX в. процессы эти находились еще в начальной стадии. Албания, расположенная менее чем в 100 км от итальянского побережья, находилась еще в феодальном средневековье. Это проявлялось не только в характере общественных отношений. Типографии, почта, дорожная сеть, санитарная служба и другие атрибуты цивилизации здесь полностью отсутствовали. Власти Османского государства не проявляли какой-либо заботы об образовании своих подданных. В результате около 98% населения Албании было неграмотным. В подавляющем большинстве деревень не имелось ни одного грамотного человека. Существовавшие немногие начальные школы зависели от духовенства. Преподавание тут велось на турецком, греческом или итальянском языках, и училища эти являлись очагами распространения чужой культуры и идеологии.

Гирокастра. Вид на город из крепости. 1960 г. Фото Г.А. Аргиропуло
Гирокастра. Вид на город из крепости. 1960 г. Фото Г.А. Аргиропуло

Верхний парадный этаж в городе Гирокастре. Фото Г.А. Аhubhjgekj
Верхний парадный этаж в городе Гирокастре. Фото Г.А. Аргиропуло

Ликвидация в 20-е — начале 30-х годов XIX в. больших полунезависимых пашалыков в Албании привела к усилению непосредственного контроля Стамбула над непокорной страной. Для удержания Албании и других завоеванных стран в составе империи ее правящие круги прибегали не только к насилию. Беспрерывные восстания в различных провинциях Османской империи, приведшие к отпадению от нее некоторых стран, постоянные поражения в войнах с Россией побудили некоторых наиболее дальновидных представителей господствующего класса империи искать выхода на путях «европеизации» и модернизации отсталой общественной и политической структуры Османского государства. 3 ноября 1839 г. салют пушек босфорских фортов возвестил начало эры реформ в Османской империи. В этот день на площади Гюльхане перед летним султанским дворцом в присутствии высших светских и духовных сановников империи, руководителей религиозных общин, иностранных дипломатов был оглашен от имени 16-летнего султана Абдул-Меджида, незадолго до этого вступившего на престол, хатт-и шериф (священный указ). Новый султан торжественно обещал всем своим подданным независимо от их вероисповедания и общественного положения обеспечить безопасность жизни и имущества. Османский самодержец признал также необходимость справедливого налогообложения и отмены откупной системы, упорядочения системы рекрутского набора и ограничения срока действительной военной службы четырьмя—пятью годами.

Гюльханейский хатт-и шериф открыл новый период османской истории, получивший название «танзимат». Несомненно, что реформы эти служили цели постепенного преобразования феодального государственно-политического строя Османской империи на принципах буржуазной идеологии и права. Но столь же несомненно, что одной из важных целей танзимата было если не увековечение, то по крайней мере укрепление господства правящей верхушки Османской империи над порабощенными народами. Этому способствовали административные, военные и иные реформы, начавшие проводиться Портой еще до официального провозглашения в 1839 г. танзимата. В 1836 г. европейские владения султана были разделены на большие военно-административные единицы — эйялеты. Земли с албанским населением попали главным образом в два эйялета — Монастырский и Янинский. В 1864 г. эйялеты заменили вилайетами. Албанские земли оказались в составе Шкодринского, Косовского, Монастырского и Янинского вилайетов. При всех изменениях, которые претерпело административное деление Албании с 30-х годов XIX в., можно заметить, что Порта последовательно придерживалась двух принципов: не объединять никогда албанцев в рамках одной административной единицы и включать в эти единицы наряду с албанскими землями территории, населенные сербами, болгарами, греками и другими народами. Принцип «разделяй и властвуй» и раньше находился в арсенале османских завоевателей, но к середине XIX столетия он претерпел определенную трансформацию: раньше разжигалась вражда между религиозными общинами — миллетами, а теперь, в условиях подъема национально-освободительного движения, сеялась межнациональная рознь. Политика Порты затрудняла освободительную борьбу албанского народа, но не могла ее приостановить.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

И. М. Кулишер.
История экономического быта Западной Европы.Том 1

Любовь Котельникова.
Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках

Марджори Роулинг.
Европа в Средние века. Быт, религия, культура

Н. П. Соколов.
Образование Венецианской колониальной империи

Б. Т. Рубцов.
Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии)
e-mail: historylib@yandex.ru
X