§9. Диоскуры, Кабиры
О культе божественных братьев Кастора и Полидевка, почитавшихся греками под именем Тиндаридов, но чаще как Диоскуры, сведений из Понта очень мало. Тем не менее при Митридате Евпаторе этот культ был официальным и даже царским. Три крупных греческих полиса, номинальные столицы Понтийского царства — Амис, Амасия, Синопа — чеканили медные монеты типа «голова юноши вправо, украшенная крылышками, концы одежды на плечах — рог изобилия между шапками Диоскуров» (WBR I , 1, nо. 4, 36, 62, pl. IV, 7; VII, 28; XXVI, 10; SNG IX. The British Museum, 1046, 1047, 1129-1133, 1520-1522; SNG Aulock. Taf. 1, 15, 16; 7, 230, 231 (рис. 35, 36). Это самая ранняя серия городской квазиавтономной меди, которую Ф. Имхоф-Блумер датировал 120-111 гг. до н. э., а Ф. де Каллатай — 110-100 гг. до н. э.1 Если тип реверса этих монет связан с культом Диоскуров, то тип аверса неоднозначен. Наиболее популярнойявляется точка зрения, что это голова Персея, одного из наиболее почитаемых героев греческой мифологии, однако согласно другой версии — это изображение Эрота или просто портрет юного человека. Существует также гипотеза, что на монетах запечатлен юноша Митридат Евпатор, который только недавно принял власть2. Если это верно, то молодой монарх изображен в образе Персея или Эрота. Во всяком случае небольшие крылья на голове юноши — единственное, что указывает на тождество с ними. Поскольку Персей на митридатовской городской меди фигурировал совсем в другом облике (см. ниже §11), то правильнее, наверное, связывать голову юноши с Эротом, сыном богини Афродиты.
Рис. 35. Эрот с чертами Митридата Хреста или Митридата Евпатора. Монета Амасии. Последняя четверть II в. до н.э. Аверс Рис. 36. Рог изобилия между шапками Диоскуров. Монта Амасии. Реверс Портрет царя в образе Эрота и атрибуты культа Диоскуров, как и появление одного и того же типа на монетах трех разных городов, говорят о том, что культ Диоскуров - божественных братьев-близнецов, мог действительно считаться царским, по крайней мере в последней четверти II в. до н. э. По нашему мнению, это объясняется внутриполитической ситуацией в Понтийском царстве после насильственной смерти Митридата V Евергета. Его вдова, царица Лаодика, мать малолетних сыновей Митридата Евпатора и Митридата Хреста, осуществляла над ними регентство. Ок. 115 г. до н. э. старший сын Митридата V и его прямой наследник — Митридат Евпатор (в первые годы, очевидно, носивший эпитет отца — Ευεργέτης, ср. OGIS, 369) за козни против отца и его самого заточил ненавистную ему мать в тюрьму, и вскоре в 111 г. до н. э. она была убита. К этому периоду относятся две делосские надписи — одна, поставленная афинянином Дионисием, сыном Неона, гимнасиархом, за царя Митридата Евпатора Ев[...] и его брата Митридата Хреста (OGIS, 369 = ID, 1561), другая представляет собой посвящение Зевсу Урию за царя Митридата Евпатора и его брата Митридата Хреста, и за их деяния (OGIS, 368 = ID, 1560). Эти надписи датируются 115-111 гг. до н. э.3, когда царица Лаодика уже не имела властных полномочий, а младший брат Митридата Евпатора — Митридат Хрест был еще жив (его убили по приказу Евпатора ок. 111 г. до н. э.). Но реальное правление осуществлял уже Митридат VI Евпатор, поэтому, учитывая раннюю дату монет с изображением юноши в образе Эрота и двумя пилосами — шапками Диоскуров со звездами, можно полагать, что введение в официальный пантеон богов Понтийского царства божественных братьев Кастора и Полидевка стало идеологическим обоснованием перехода власти в руки братьев — Митридата Евпатора и [Митридата Хреста (тем более что оба носили одно и то же родовое имя). Если сравнить это изображение юноши с одновременными медными монетами с типами Персея в кирбасии и чертами лиц Митридата Евергета и Митридата Евпатора (см. ниже §11 и рис. 13, 14), то бросается в глаза различие индивидуальных портретных черт юноши в образе Эрота и молодого человека в кожаном шлеме в образе Персея. А это означает, что в портрете юноши в образе Эрота в сопровождении пилосов Диоскуров на монетах Амасии, Амиса и Синопы был, по-видимому, запечатлен соправитель Митридата Евпатора — его младший брат Митридат Хрест. А тип оборотной стороны отражал их номинальное совместное правление путем отождествления двух царевичей с двумя братьями Диоскурами. Тем более что божественных братьев Диоскуров почитали в Южном и Юго-Восточном Причерноморье почти во всех крупных прибрежных городах, так как, по легенде, они участвовали в походе аргонавтов и проплывали мимо тамошних берегов. Следовательно, культ Диоскуров-Тиндаридов получил статус царского, что подвигло крупнейшие греческие полисы царства выпустить монеты с портретом молодого монарха, который в трудных условиях соправительства с братом и регентства матери должен был обосновать право на власть. Путем ассоциации с популярными у греков богами ему было легче добиться этой цели. После убийства Митридата Хреста культ Диоскуров сохранил значение царского, но постепенно утрачивал политико-идеологическую окраску, поэтому понтийские монетарии к символике Диоскуров более не обращались. Но сам царь Понта продолжал поддерживать традиции культа: в 102 г. до н. э. не без его ведома был построен храм божественных братьев на Делосе при святилище Диоскуров-Кабиров (рис. 37) или, как их еще называли, Великих Самофракийских богов4. На его архитраве сохранилась надпись жреца Гелианакса из Афин, которая гласит, что он, пожизненный жрец Посейдона Азийского и жрец Великих Самофракийских богов Диоскуров-Кабиров, посвятил храм за афинский и Римский народы, и находящиеся в нем медальоны (крупнейших чиновников, полководцев и государственных деятелей Понтийского царства. — С.С.) богам, которым он служит (т.е. Посейдону и Диоскурам-Кабирам. — С.С.) и царю Митридату Евпатору Дионису (ID, 1562). Гелианакс был жрецом Диоскуров и Посейдона, богов — покровителей мореплавания, к тому же культ Посейдона при Митридате Евпаторе считался одним из официальных и царских (см. выше, §2). Надпись подтверждает, что культ Самофракийских богов (и отчасти, по-видимому, Посейдона) объединялся с личностью понтийского царя. Поэтому совершенно права М.И. Максимова, которая предположила, что в храме стояли две статуи Диоскуров-Кабиров, и к ним приравнивался Митридат Евпатор5. Следы культа Диоскуров в Понте и в дальнейшем были связаны исключительно с Митридатом VI, но относились только к первым двум десятилетиям его правления. Даже чекан колхидским полисом Диоскурией монет со звездными шапками Диоскуров после включения в царство Митридата, хотя и датировался рубежом II—I вв. до н. э., но был связан не с понтийским царем, а с мифическими основателями города Кастором и Полидевком (рис. 38)6. Скорее всего Митридат VI, который сосредоточил в своих руках все бразды правления, решил сконцентрировать на себе любовь греческих подданных к божественным братьям, чтобы покончить с памятью о ненавистном брате-соправителе и покровительствовавшей ему матери. Рис. 37. Храм-часовня Митридата Евпатора на Делосе. Конец II в. до н.э. Рис. 38. Монета Диоскурии времени Митридата Евпатора. Реверс Диоскуров считали богами-спасителями, которые отводили все личные беды, неурядицы, опасности на море (в этом причина их сближения с Посейдоном, богом морей, в официальном пантеоне Понта). Они были покровителями моряков и корабелов, богами плодородия, а значит имели чтоническое значение и воспринимались как воплощение света солнца и звезд, радости жизни и бессмертия (об этом убедительно свидетельствует реверс монет с изображением рога изобилия, восьмиконечных звезд и остроконечных шапок-пилосов — см. SNG XI Stancomb, 655)7. Эти аспекты культа божественных братьев были привлекательны для Митридата Евпатора и творцов понтийской царской пропаганды, стремившихся представить царя спасителем греков, сотером во всем земном и небесном, Новым Дионисом, источником божественного света в облике Аполлона и Гелиоса. В этом заключался смысл возведения храма Митридата Евпатора Диониса при святилище Кабиров-Диоскуров на священном острове Аполлона Делосского. На эту же сторону культа божественной пары Кастора и Полидевка намекают их атрибуты — звезды и пилосы — на монетах с символикой богов официального пантеона Понтийского царства из различных городов Мисии, Фригии, Галатии, в том числе Апамеи, Колофона и Табы в Карии. Они должны были показать Митридата Евпатора в начальные годы Первой митридатовой войны (89-86 гг. до н. э.) в образе победителя и освободителя малоазийских греков от римлян8. Следовательно, Диоскуры вполне вписались в сонм божеств, которые составляли идеологическую и религиозную основу царской пропаганды Митридата Евпатора. В позднеэллинистическую эпоху культ великих богов-кабиров соединился с культом братьев-близнецов Диоскуров, о чем свидетельствует уже неоднократно упоминавшийся храм Митридата на Делосе, построенный в самом конце II в. до н. э. Официальное название почитавшихся там богов θεοι μεγάλοι (Σαμοθράκων) Διόσκουροι Κάβειροι (CIG, 2296 = ВСН. VII. 339, 4; 340, 5) или θεοι μεγάλοι και Διόσκουροι και Κάβειροι (ВСН. VII. 337, 3). В Понте существовал город Кабира, где при Митридате Евпаторе чеканили монеты. Однако следы культа Диоскуров-Кабиров прослеживаются там только с эпохи Антонинов и Северов: на монете 161/162 г. н.э. Диоскуры представлены подле алтаря с копьями и хламидами в руках и звездами на головах (WBR I2, 1, nо. 8, pl. XII, 24); на монетах 204/205 г. н. э. показан тетрастильный храм, в интерколюмнии которого стоят статуи обнаженных Диоскуров на циппe, а фронтон храма украшает солнце в виде круга (ibid., no. 11, 12а, pl. XII, 25); на монете 205/206 г. н. э. изображен такой же храм, но в его портале видны две головы в лучистом нимбе поверх птичьих тел (ibid., по. 12, pl. XII, 26). Птица — символ греческого Эрота, Афродиты и Аполлона, фригийских богов Аттиса и Мена, иранского солнечного бога Митры. Поэтому головы в солнечном нимбе на воротах святилища Диоскуров указывают на возможную ассоциацию с Митрой, в чем проявилось иранское влияние. На монете Кабиры/Неоцезареи эпохи правления Геты (хранится в Британском музее) можно наблюдать изображение зажженного алтаря, над которым, как полагают, виден бюст богини Ma в лучевой короне или голова Зевса Бонитена в солнечном нимбе наподобие Гелиоса-Митры (рис. 39); на монете эпохи Каракаллы запечатлен этот же храм с солнечным диском на фронтоне и стоящей в проходе статуей обнаженного воина во фригийском колпаке или шапке-митре, который локтем левой руки опирается на щит овальной формы и в этой же руке держит копье (рис. 40). Существует предположение, что это Зевс, игравший важную роль в культе Диоскуров. В Неоцезарее/Кабире он выступал паредром солнечной богини Ma, которая могла принимать мужской и женский облики. Позднее в этом храме была поставлена статуя этого бога в сидячем положении9. Рис. 39. Храм солнечного бога или богини Ma на монете Кабиры/Неоцезареи. Римское время Рис. 40. Храм в Кабире/Неоцезарее со статуей Зевса Стратия. Изображение на монете римского времени Таким образом, в понтийской Кабире существовали храм Диоскуров и их алтарь, но при этом большую роль в их культе играли Зевс и богиня Ма-Энио. В этом культе проявилось влияние ирано-анатолийской религии, особенно при Митридатидах, а город Кабира мог превратиться в центр почитания великих богов, о чем говорит его название10. Позднее культ Кабиров соединился с Диоскурами.О почитании Кабиров свидетельствует терракотовая фигурка из дмиса (рис. 41)11 (хотя не исключено, что это протома женского божества), а также надпись из Кимиаты в Пафлагонии, откуда понтийские Митридатиды в начале III в. до н. э. начали осуществлять господство над окрестными землями. Это посвящение конца III — начала II вв. до н. э. великим богам (τοις Μεγάλοις Θεόίς) различных строений и помещений храмового комплекса (портиков колонн вместе со всем строением колоннад и залы, смежных с портиками колоннад и харчевни или кухни?). И. Каугузуч справедливо считает, что надпись связана с одним из многочисленных святилищ пафлагонцев в отрогах Ольгасских гор, о чем сообщает Страбон (XII. 3. 40)12. Нельзя исключать, что это посвящение относится к совместному культу Диоскуров-Кабиров, поскольку со II в. до н. э. братьев-близнецов Диоскуров часто именовали Μεγάλοι Θεοί (см. Syll.3, 338. 33 — Андана в Мессении; Пергам, Фригия, Делос, Македония, Аркадия — Paus. VIII. 21. 4)13. В той же Пафлагонии — в Амастрии при Антонинах и Синопе при Нероне — на городских монетах встречаются изображения Диоскуров с конями (WBR I2, 1, nо. 81, 100, pl. XIX, 28; XXVII, 12). Очевидно, их культ сохранял там значение с эпохи эллинизма, а может быть, и с более раннего времени. Рис. 41. Статуэтка кабира. Амис. Эллинистическая эпоха Таким образом, использование культа Диоскуров-Кабиров в пропаганде образа Митридата Евпатора как героя или бога-спасителя было вызвано их почитанием пафлагонцами и жителями эллинских полисов. Первоначально это был культ Кабиров, который позднее не без влияния Митридата и его друзей — делосских жрецов соединили с божественными братьями Диоскурами, Зевсом и богиней Ma. В этом проявилась традиционная тенденция религиозной политики Понта — приобщать подданных к эллинским культам и распространять среди них религиозные представления, свойственные грекам. Причем это относилось и к тем культам, аналоги которым имелись в ирано-анатолийской религии. 1 Imhoof-Blümer F. Op. cit. S. 170; de Callatay F. La révision... P. 282. 2 Pfeiler H. Op. cit. S. 75, 76; McGing B. Op. cit. P. 43, 44; de Callatay F. La revision... P. 281. 3 Durrbach F. Op. cit. no. 113, 114. 4 Chapouthier F. Le sancluaire des dieux dc Samothrace // EAD. 1935. 16. P. 13, 14; Максимова М. И. у к . соч. С. 201-205. 5 Durrbach F. Op. cit., no. 133; Максимова М.И. Ук. соч. С. 201-203. 6 Голенко К.В. К датировке монет Диоскуриады // Нумизматический сборник. Тбилиси, 1977. С. 57-64. 7 Burkert W. Greek Religion. Archaic and Classical. Oxf., 2000. P. 213. 8 de Callatay F. L'histoire... P. 292. 9 Price M.J., Trell B.L. Coins and Their Cities. Architecture on the Ancient Coins of Greece, Rome and Palestine. L., 1977. P. 94-98. Fig. 166-179: по мнению авторов, это был не храм Диоскуров, а храм Ma, в которой греки узнавали Зевса. Но это мог быть и храм Диоскуров, на темсносе которого вполне могли стоять статуи их соалтарных богов — Зевса и Ma. К тому же ни в одном из источников не говорится, что богиня Ma принимала облик Зевса. 10 Kern О. Kabciros und Kabciroi // RE. 1919. Bd. X. S. 1403. 11 Atasoy S. Op. cit. Res. 38. 12 Kaygusuž J. Zwei neue Inschriften aus Ilgaz (Olgassus) und Kimiatena // EA. 1983. Ht. 1. S. 59, 60 = idem, ligas (Olgassus) dan iki yazit ve Kimiatene // Belleten. 1983. XLVII. Sa. 185. P. 47-66. Включение богини Геры в посвящение Великим Богам, как считает автор, вряд ли верно, так как в культовом отношении они ближе Деметре Элевсинской, нежели супруге Зевса. 13 Bethe. Dioskuren // RE. 1905. Bd. V. S. 1098, 1100; Kern O. Op. cit. S. 1402-1405; Roschcr W.H. Op-cit. S. 1164, 1165; Preller L., Robert C. Griechische Mythologie. В., 1894. Bd. I. S. 749, 750. Anm. 5. |
загрузка...