Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Р. Н. Мордвинова.   Русское военно-морское искусство. Сборник статей

Кандидат военных наук полковник Г. П. Мещеряков. Великий русский полководец

Великий русский полководец-патриот Александр Васильевич Суворов был одним из основоположников русского национального военного искусства. Он смело ломал устаревшие или принесенные извне формы военного искусства, не отвечавшие духу русской армии, и вырабатывал свои, более совершенные формы. Более 50 лет своей жизни Суворов отдал армии, которая под его руководством одержала множество замечательных побед.

Суворов родился в Москве в 1730 г. Его отец был офицером. Александр Суворов с детских лет слушал восторженные рассказы отца о Северной войне 1700—1721 гг., о борьбе русских войск со шведской армией и многочисленных блестящих победах русской армии в этой войне. Под влиянием патриотических рассказов и прочитанных военно-исторических книг Суворов с детских лет горячо полюбил военное дело. В 1742 г. он был записан солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк. Действительную военную службу Суворов начал в 1748 г., будучи капралом.

Русская армия того времени была вооруженной опорой феодально абсолютистского государства. Однако в отличие от западноевропейских армии, комплектовавшихся посредством найма и вербовки из деклассированных элементов всех национальностей, русская армия набиралась посредством рекрутской повинности. Это обеспечивало комплектование армии национально-однородным составом, обладавшим относительно высоким боевым духом.

За время длительной военной службы Суворов хорошо узнал и полюбил русского солдата, сблизился с солдатской массой. Это имело огромное значение для всей его полководческой деятельности.

Великий полководец прошел огромную военную школу. Из 55 лет его службы почти половина — боевые годы. Суворов не раз смотрел смерти в глаза. В Кинбуриском бою (1787 г.) он был дважды ранен. Суворов с успехом сражался с прусской, турецкой, французской армиями. За свою долголетнюю боевую деятельность Суворов совершил 20 походов, руководил 63 сражениями в самых различных условиях — в лесисто-болотистых районах и безводной пустыне, в поле, в горах, на побережьях морей. Все эти бон и сражения были им выиграны. Это был полководец, не знавший поражений. Он бил врага не числом, а умением. За исключением двух сражений, когда Суворов имел численное превосходство над противником, во всех других боевых столкновениях с врагом он побеждал с меньшим числом войск.

А. В. Суворов был полководцем-новатором, решительным борцом за развитие русского военного искусства. Hp было такой области в военном деле, в которую Суворов не внес бы своего, нового, национального. Он раньше, чем генералы лучшей по тому времени французской армии, разработал тактику колонн и рассыпного строя, массированное применение артиллерии, основы решительной наступательной стратегии.

Военная деятельность А. В. Суворова протекала в трудной и сложной обстановке. В России реакционное дворянство насаждало слепое преклонение перед иностранной культурой и иноземными военными авторитетами. Поэтому деятельность выдающегося полководца-патриота встречала упорное сопротивление со стороны сановников Екатерины II и всего реакционного лагеря.

Военное искусство, создаваемое А. В. Суворовым, требовало инициативных воинов, способных проявить в бою самостоятельность. Между тем социальный строй, государственные порядка в дворянской России были направлены на то, чтобы держать народ в страхе, невежестве, подавлять малейшие признаки проявления самостоятельности. Абсолютистский строй, крепостнические порядки сковывали творческие силы народа.

Но наряду с этим были и такие факторы, которые способствовали развитию русского национального военного искусства. Это относительно быстрое развитие экономики, культуры, совершенствование техники. Для развития военного дела и военного искусства имели особенно большое значение рост и качественное совершенствование мануфактурного производства.

Рост мануфактуры в России в сочетании с выработавшейся исстари у русского человека смекалкой обеспечивали армию отличным по тому времени вооружением. Ружья, сделанные в России, не уступали лучшим западноевропейским образцам. Русская артиллерия — пушка-гаубица — была лучшей в мире.

Такова обстановка, в которой складывались военные взгляды Суворова. Они формировались под влиянием развития страны, укрепления военной мощи, под влиянием произведений и практической деятельности гениального русского ученого А. В. Ломоносова.

Суворов в совершенстве овладел культурой и военной теорией своего времени. Он превосходно знал отечественную и всеобшую историю, географию, был хорошо знаком с передовой философией, особенно с трудами М. В. Ломоносова.

* * *


Первая война, в которой А. В. Суворов принял личное участие, была Семилетняя война (1750—1762 гг.). На полях сражений Суворов — тогда еще молодой офицер — получил возможность сравнить боевые качества русских войск с армиями Европы. Он твердо убедился в абсолютном превосходстве русской армии над хваленой прусской армией, Ρ способности русских войск сражаться на любой местности, в любое время, действовать решительно штыком и огнем.

На опыте этой войны Суворов убедился, что решительные наступательные действия требуют хорошо подготовленных поиск. Он составил специальное наставление, в котором писал: «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство. Чего ради не должно ли пешися единожды в нем полученное знание не токмо содержать в незабвенной памяти, но к тому ежедневными опытами нечто присовокуплять».

Боевая практика окончательно убедила Суворова в порочности прусской муштры и плацпарадной подготовки войск. Он смело выступил против поклонников иноземных образцов. «Русские прусских всегда бивали, чему же у них учиться», — говорил Суворов. Он смело ломал устаревшие или чуждые русской армии формы военного искусства и создавал свои, более совершенные, учил им своих подчиненных, много учился сам.

Труды, потраченные в мирное время на подготовку Суздальского полка и изучение военного искусства, принесли богатые плоды в двух последующих воинах: в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. и в войне с польскими конфедератами, в которой русской армии пришлось иметь дело с подвижным и решительным противником, отлично знавшим местность и умевшим ею пользователя.

Суворов быстро ориентировался в трудной обстановке, находил новые формы и методы борьбы, требовавшие от войск высокой маневренности, умения поражать противника метким огнем, штыком, использовать благоприятные случайности для достижения победы. Эти формы борьбы, появившиеся на западе только в конце XVIII века, открыли новую страницу мирового военного искусства.

В 1773 г. Суворов по его настоятельной просьбе был назначен в армию Румянцева, действовавшую против Турции на Дунае. 7 мая он принял Нигоештский отряд, а уже в ночь на 10 мая Суворов по приказанию Румянцева форсировал на глазах численно превосходящего противника крупнейшую реку Европы— Дунай — и разбил турок, засевших в сильных укреплениях.

В ходе войны 1768—1774 гг. Суворов показал классический образец активной обороны. При обороне Гирсово Суворов с трехтысячным отрядом разбил 10-тысячный отборный отряд врага.

Хорошо обученные суворовские войска, воспитанные в духе стремительных и решительных действий, смело атаковали во много раз превосходившие силы противника. Так, у Козлуджи Суворов, имея всего 8 тысяч войск, разбил 40-тысячную армию турок. Это и решило победоносный для русских исход затянувшейся русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Турецкое правительство вынуждено было после разгрома Суворовым турецкой армии у Козлуджи пойти на уступки и заключить мир на предложенных русским правительством условиях.

Еще более крупным этапом в биографии Суворова-полководца и в истории отечественного военного искусства является русско-турецкая война 1787—1791 гг., которая была развязана султанской Турцией под давлением Англии и других западноевропейских держав, стремившихся ослабить военную мощь России.

К началу этой войны А. В. Суворов был уже вполне сложившимся крупным военным деятелем, имевшим свои взгляды не только на вопросы тактики, но и стратегии. Не случайно поэтому, что его деятельность оказала решающее влияние на весь ход войны.

На первом ее этапе наибольшее значение имел Херсоно-Кинбуриский район, оборона которого была поручена Суворову. Турки тщательно готовили высадку крупного десанта на Кинбуриской косе. Готовился и Суворов к его отражению. Поэтому, когда турки начали высадку десанта, Суворов был полностью подготовлен к его встрече.

Большой интерес представляет мероприятие Суворова по организации взаимодействия сухопутных войск с флотилией. Он расположил свою артиллерию с таким расчетом, чтобы она оказывала действенную поддержку военным морякам в борьбе с противником.

Суворов не ограничивался лишь отражением врага. Чтобы отбить у противника всякую охоту покушаться на Кинбурискую косу, Суворов решил уничтожить десант турок. С этой целью он дал возможность противнику высадиться и после этого в напряженном бою уничтожил почти весь турецкий отряд. Среди мировых образцов активной обороны того времени Кинбуриский бой Суворова бесспорно занимает первое место.

Победа Суворова на Кинбуриской косе была результатом правильного замысла, строгого расчета, отличной подготовки и высокого воинского мастерства. Суворов учил свои войска взаимопомощи и взаимной поддержке в бою. Любимая его поговорка была: «Сам погибай, а товарища выручай». Особенно настойчиво Суворов учил солдат и офицеров заботиться о безопасности своего начальника.

В 1789 г. центр борьбы перемещается на Дунай. Туда назначается и Суворов. Ему поручается чрезвычайно трудная задача — обеспечение безопасности правого фланга русской армии и одновременно поддержание связи с союзниками — австрийцами. Задача Суворова осложнялась ненадежностью союзных войск. Австрийское командование стремилось к ослаблению не только противника, но и своего союзника. Несмотря на это, Суворов втянул австрийцев в активную борьбу с общим врагом. Под его командованием даже австрийские войска оказались способными к активным наступательным действиям.

Наиболее выдающееся сражение под предводительством Суворова в тот год произошло на реке Рымник. В этом сражении Суворов силами 25-тысячного отряда разбил стотысячную турецкую армию. В Рыминкском сражении раскрываются наиболее характерные полководческие черты и приемы Суворова, его вера в свои войска, гибкость его военного искусства, нетерпимое отношение к шаблонам, несгибаемая воля к победе. Рымник — один из классических образцов действия по суворовской системе «Глазомер, быстрота и натиск».

Самым замечательным делом Суворова в русско-турецкой войне 1787—1791 гг. был героический штурм Измаила, в результате которого была занята сильнейшая турецкая крепость и истреблена целая вражеская армия.

Когда Суворов прибыл под Измаил, обстановка там оказалась крайне тяжелой. От долгого стояния перед крепостью войска потеряли веру в возможность ее успешного штурма. С приездом Суворова все преобразилось. Солдаты уже тогда знали: где Суворов — там победа. Всего одни сутки потребовались Суворову для изучения обстановки. На следующий день его войска приступили к заготовлению осадных материалов. В предельно короткий срок — с 3 по 11 декабря — была проделана огромная подготовительная работа к штурму крепости.

Турецкий гарнизон составлял 40 тысяч человек. Суворов имел всего около 40 тысяч человек. Но русские войска возглавлял прославленный победами полководец, и уже одно это вызывало у турок смертельный страх.

Штурм турецкой твердыни был тщательно подготовлен артиллерийским огнем. Под прикрытием темноты русские войска были подведены к стенам Измаила. Перед рассветом, по сигнальной ракете, начался штурм. Одновременно со всех сторон был предпринят решительный натиск русских войск. Рассыпанные впереди русские егери и меткие стрелки открыли огонь по стрелкам противника, которые выдавали себя вспышками от выстрелов. В это же время рабочие команды штурмующих колонн заполняли ров фашинами, ставили штурмовые лестницы, подрубали палисады врага. Вслед за рабочими командами вступали в дело главные силы.

Успешным штурмом Измаила Суворов опрокинул западноевропейскую практику и теорию борьбы с крепостями и создал свою, суворовскую, более действенную.

В течение всей своей военной деятельности Суворов тщательно обобщал боевой опыт и использовал его для развития военного искусства и совершенствования методов обучения и воспитания войск. Его «Наука побеждать», написанная в середине 90-х годов, — одно из наиболее совершенных произведений военно-теоретической мысли. XVIII века.

Превосходство суворовского военного искусства было доказано многочисленными сражениями. Несмотря па это, новый царь Павел I, тупой поклонник иноземных образцов, ввел в русскую армию прусские военные порядки.

Суворов решительно встал на защиту русского национального военного искусства. За это Павел I изгнал из армии прославленного фельдмаршала, сослав его в глухое имение. Однако и Павлу I было ясно, что во время войны он не может обойтись без Суворова. Чтобы примирить его с новыми военными порядками, царь приглашает опального фельдмаршала в Петербург, показывает ему обученные по-новому войска.

Парад произвел на Суворова удручающее впечатление. Он предпочел изгнание царскому почету. Вскоре Павел I вынужден был пойти на уступки. В 1799 г. Суворов назначается главнокомандующим не только русской, но и союзной — австрийской армии, сосредоточенной в Италии.

Теперь Суворову предстояло вести борьбу с французской армией во главе ее стояли полководцы, пользовавшиеся широкой самостоятельностью, а Суворова всячески ограничивали: прежде чем начинать боевые действия, он обязан был получить разрешение из Вены. Суворов вынужден был наряду с ведением боевых действий заниматься переучиванием союзных австрийских войск, привыкших к шаблонным действиям.

Однако, несмотря на помехи, Суворову удалось вести войну по-новому, в соответствии со стратегическими правилами, которые он выработал в 80-х и первой половине 90-х годов, раньше чем это сделал Наполеон.

Высокий боевой дух русских войск, решительная наступательная тактика Суворова обеспечили ему блестящие успехи.

Из многочисленных боев и сражений, которые дал Суворов за время Итальянского похода, наибольший интерес представляет сражение на р. Треббия.

Достоинства и недостатки полководца особенно выпукло проявляются в опасные, кризисные моменты. Именно такая обстановка и сложилась для Суворова в первой половине июня. Глубокому тылу союзной армии угрожала французская 35-тысячная армия Макдональда, а флангу и ближнему тылу — армия генерала Моро, численность войск которого к этому времени не была точно известна.

Суворов мог в это время использовать для активных действий всего около 30 тыс. человек. Чтобы встретить врага во всеоружии, 69-летний полководец развил кипучую деятельность. Он принял меры к повышению подвижности русских войск, приказав исправлять дороги, мосты, строить новые переправы. Гарнизонам было приказано быть в полной готовности к немедленному выступлению, как только в этом появится нужда.

Обстановка разъяснилась. Перед Суворовым было два противника: с юга — Моро с 20-тысячным отрядом, с юго-востока — Макдональд с 35-тысячной армией. Суворов решил бить противника по частям. Для этого он оставил небольшое прикрытие против Моро, а все остальные силы нацелил против Макдональда.

Несмотря на то, что погода помешала Суворову выступить из Александрии немедленно, ему удалось в результате хорошо организованного марша за 36 часов преодолеть расстояние около 80 километров. Благодаря этому его войска появились перед противником раньше, чем ждали французы. Это помогло Суворову выиграть бой. Но противник отошел к р. Треббия, подтянул свежие силы. Суворов, развивая успех, наследующий день атаковал французскую армию на р. Треббия.

Сражение на р. Треббия, продолжавшееся двое суток, является крупным этапом в развитии военного искусства. Оно было одним из самых ранних примеров встречного сражения. Боевой порядок Суворове отличался не только от старого линейного, но и от применявшегося тогда во французской армии так называемого перпендикулярного. В боевом порядке Суворова каждая дивизия получала для наступления свое направление и при этом нацеливалась глубоко в расположение противника.

Главный удар Суворов решает нанести по левому крылу противника. Этим Суворов рассчитывал отрезать Макдональда от Моро и прижать его к непроходимой вброд р. По. Соответственно замыслу Суворова на правом, решающем крыле предполагалось сосредоточить на 3-километровом участке от 15 до 21 тысячи войск; в центре и на левом крыле, имевших вдвое больший фронт, — 6 тысяч.

Сражение носило исключительно напряженный характер. Суворов появлялся лично там, где опасность была наибольшей. На второй день сражения особенно силен был натиск врага на фронте дивизии Швейковского. Был момент, когда отдельные подразделения начали отходить. В образовавшиеся разрывы устремился враг. Малейшее промедление могло привести к катастрофе. Чтобы предотвратить это Суворов посылает на поддержку отступающим батарею и едет туда сам.

Подъехав к отходившим войскам, Суворов обратился к ним с призывом: «Заманивай, ребята, заманивай». Услышав это, отходившие посчитали свое отступление за маневр, и по второй команде «Стой, вперед на врага» перешли в решительную контратаку, которой противниц был отброшен. Это сломило его волю. Макдональд приказал отступить. Войска Суворова преследовали и добили врага.

Северная Италия была окончательно очищена от противника. Австрийцы, чтобы бесконтрольно хозяйничать в стране, завоеванной Суворовым, навязали Павлу I с помощью англичан новый план войны. Рус. екая армия во главе с Суворовым должна была по этому плану сосредоточиться осенью в Швейцарии, на высокогорном театре, где в это время года какие-либо боевые действия были крайне затруднены. Новый план войны имел целью не столько борьбу с общим противником, сколько ослабление русской армии. Чтобы добиться поражения Суворова в горах Швейцарии, австрийцы сообщили ему заведомо ложные сведения о ее дорожной сети, не подготовили обещанных запасов продовольствия и вьючных животных.

Однако Швейцарский поход, вопреки замыслам врагов России, оказался самым блестящим подвигом Суворова и его «чудо-богатырей». Русская армия в этом походе показала беспримерные образцы храбрости, выносливости и упорства в борьбе за победу, а ее полководец проявил изумительное мужество, волю и стратегическое мастерство.

Суворов и его войска сделали все, для того чтобы добиться победы. Однако великому полководцу не удалось полностью выполнить свой замысел уничтожить превосходящие силы противника в Швейцарии. В то время, когда Суворов со своими войсками, преодолев высокие горные хребты, готовился нанести удар по тылу главных сил французской армии в Швейцарии, австрийцы и корпус Римского-Корсакова потерпели поражение. Вследствие этого Суворов с 20-тысячной армией оказался в окружении 80-тысячной армии врага.

Несмотря на огромное численное превосходство противника в Швейцарии, ему не удалось разбить Суворова. Русские войска прорвали кольцо окружения и совершили героический переход через Альпы.

Русская армия и ее прославленный полководец были готовы к новым сражениям. Но из России поступил приказ о возвращении на родину.

Основными источниками непобедимости Суворова являлись патриотизм и высокий боевой дух русской армии, новаторский характер суворовского военного искусства, которое было для своего времени самым передовым и действенным. Суворов критически изучил и обобщил теоретическое и практическое военное наследство своих предшественников — русских полководцев.

Забота Суворова о подчиненных умножала их силы, храбрость, делала войска способными на выполнение таких задач, которые считались выше человеческих сил.

Суворов воспитывал подчиненных в духе инициативных действий, постоянно внушал им интерес к военному делу. Его система воспитания в корне отличалась от прусской муштры.

У Суворова были способные последователи и ученики. На суворовских принципах развился полководческий гений М. И. Кутузова, выросли такие выдающиеся военные деятели, как прославленный генерал Багратион и др.

Однако только в наше, советское время народ получил возможность по-настоящему узнать Суворова — полководца-патриота, смелого новатора военного искусства.

Советские Вооруженные Силы являются законным наследником лучших суворовских традиций. По инициативе В. И. Ленина важнейшие положения «Науки побеждать» были внесены в первую служебную книжку красноармейца, изданную в 1918 г. Суворовское теоретическое и практическое наследство, переработанное на основе марксистско-ленинской методологии, вошло в наше советское военное искусство — самое передовое современное военное искусство.

Имя Суворова — полководца-патриота — стало у нас символом славы русского оружия, храбрости, военного мастерства. В годы Великой Отечественной войны образ Суворова приобрел для нас особенно большое значение. Товарищ Сталин, обращаясь 7 ноября 1941 г. к советскому народу, сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»1.

Учреждение в 1942 г. ордена Суворова является ярким выражением любви советского народа к своему великому предку. Советский народ с гордостью хранит память великого полководца и мужественного патриота, отдавшего все свои силы Родине, возвышению ее военной славы и могущества.



1 И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, изд. 5, Госполитизд, 1950, стр. 40.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сюмпэй Окамото.
Японская олигархия в Русско-японской войне

Рудольф Баландин.
100 великих гениев

Галина Ершова.
Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика

Игорь Мусский.
100 великих дипломатов

Вячеслав Маркин, Рудольф Баландин.
100 великих географических открытий
e-mail: historylib@yandex.ru