Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

В. П. Яйленко.   Греческая колонизация VII-III вв. до н.э.

§ 3. Декрет о лемносских клерухах, 387/6 г. (№ 17)

Пять фрагментов, найденных на Акрополе (ныне — в Национальном музее, фрагмент D — в Эпиграфическом музее). Издано IG, II2, № 30. Текст приводится по изданию Р. С. Страуда1 с рядом изменений. Включена лишь часть его и предыдущих добавлений, прежде всего в преамбуле. В стк. 2 добавляю: [Άϑηναίοις], в стк. 14: [χρ]είς, в стк. 39: [τό δνομ]α, в стк. 52: [στα]σιάσαντες.



Перевод:

A+D:«... в пританию филы... (такой-то) был секретарем... и двенадцати богам... если будет впору (афинянам)... устроить жертвоприношение, как будет народу угодно... молить об этом, когда же... Народ постановил в отношении клерухов, проживавших на Лемносе... (5) при (таком-то) архонте на Лемносе было... донесет об этом или привлечет к судебной ответственности... заявление о взыскании в пользу казны... будет конфисковано из составленной теперь описи имущества... на Лемносе... уплатят к девятой притании... наступающий год... (10) совета или (комиссия) трех относительно (?)... около Тееейона в какой бы то ни было день... граждан первого класса... клерухам и штрафы... (комиссия) трех (?) из конфискованных хозяйств... (15) (если дела таких-то лиц) с Лемноса представляют в суд, сколько бы человек ни... в тюрьме (? государственной казне), сколько бы человек ни выплатили... сколько же (земли) они сами обрабатывали... холмы и отграниченные (? священные)2 участки сама аренда продана... (20) клерухам или кто-либо является должным... владели задолжавшие (?) государственной казне... клерухов все остальное (имущество)... имеющих претензии по поводу земли или... тяжбами, если же ему не достанется по жребию... (25) тяжба и разбирательство дела... в судилище... (из числа) имеющих претензии по одному выступлению (?)...

В: «... пусть поставит на акрополе... и нельзя ни... ни сдать в аренду, кроме... — она месяца после архонства Теодота... землю клерухам... как и в отношении клерухов на Саламине... явившихся...»

С: «... имя по отцу... с Лемноса... никому (? ничему) не... клерухов...»

Е: ... отдать клерухам (?)... соберется селиться на Лемносе... если не явится... проживают на Лемносе... которые на Лемносе... взбунтовавшиеся...»

Декрет о лемносских клерухах имеет большое значение, поскольку предоставляет в наше распоряжение некоторые, хотя и отрывочные, данные о земельном статусе клерухии. В сткк. 1—4 заключалась преамбула, содержание которой легко восстанавливается с помощью двух афинских декретов3.

В 432 г. афиняне осадили Потидею, коринфскую колонию в Халкидике, что явилось поводом к началу Пелопоннесской войны4. После двух с половиной лет осады Иотидея капитулировала на условии выхода всех ее жителей из города5. После этого афиняне «послали в Потидею эпойков из своей среды и заселили ее»6. Перед отправлением колонисты поставили на Акрополе статую от своего имени; на ее базе сохранилось посвящение7:
έποίκον
ές Ποτείδαιαν. — «от эпойков, (направляющихся) в Потидею».

После победы при Эгоснотамах Лисандр стал возвращать на родину жителей тех городов, которые были изгнаны афинянами8. Стоявшим в городах афинским гарнизонам Лисандр давал возможность уйти в Афины9. Этой же участи, но всей вероятности, подверглись и афинские эпойки в Потидее, которая, видимо, также была возвращена ее прежним жителям. После заключения Анталкидова мира олинфяне установили свой протекторат над Потидеей, однако вскоре лакедемоняне снова захватили ее10. Около 363 г. Иотидея вместе с другими халкидскими городами была захвачена Тимофеем11. В 361 г.
проафинскио элементы населения Потидеи (ср. формулировку οί έ[χχ Ποτειδαί]α;)12 отправили послов в Афины с предложением ввести в город афинских клерухов. Отправление клерухов было декретировано специальным постановлением , от которого сохранилась только вводная преамбула: «В архонство Молона, в девятую пританию филы Эрехтеиды. Совет и народ постановили во время продседательствования филы Эрехтеиды, в секретарство Агатарха, сына Агатарха... когда эпистатом был (имярек) из Керамейка. Филипп предложил: «В отношении того, что предлагают прибывшие от лица жителей Потидеи (послы), пусть народ постановит следующее. Пусть священнослужитель принесет жертвы двенадцати богам, высокочтимым богиням и Гераклу, если будет угодно афинянам послать клерухов в Потидею, сообразно тому, что объявили прибывшие (послы)...».

Основываясь на указанной аналогии, текст преамбулы декрета о ломносских клерухах может быть восстановлен следующим образом: При архонте Теодото13... совет и народ постановили. В пританию филы такой-то, при грамматисте и эпистато таких-то, имярек предложил. Пусть священнослужитель обратится с мольбой к... (перечисляются главные божества) и двенадцати богам, если... будет впору афинскому народу... и устроить жертвоприношение так, как будет угод по народу. Молить об атом, когда же... Народ постановил в отношении клерухов... (сткк. 1—4).

Судя по объему текста, который должен содержаться в преамбуле, строки декрета были довольно длинны, так что от него сохранилась примерно третья часть14. По этой причине реконструкция содержания чрезвычайно затруднена.

В декрете рассматриваются главным образом вопросы, связанные с проведением описи имущества задолжавших казне клерухов, в том число и вопросы аренды земли. Как мы видим, они трактуются также в декретах о Саламине и, возможно, о Митилене, а также в декрете о пошлинах15, в котором упоминаются апойкии и клерухии. Таким образом, дошедшие до пас декреты о клерухах в основном посвящены вопросам аренды. Как отмечалось выше, верховным собственником земли в клерухии являлось Афинское государство, что следует, например, из факта предоставления им надела на Саламине лемносскому вождю Антидору16. По свидетельству одного из источников Элиана, клерухи на Эвбее получали землю в аренду17. Этот факт наводит на мысль о том, что клерухи в целом были арендаторами земель, принадлежавших Афинскому государству, но расположенных за пределами Аттики.

Клерухи на Лесбосе и, видимо, на Саламине могли сдавать свои наделы в аренду18. В данной надписи речь идет о клерухах, арендовавших у государства земельные участки и, вероятно, темены: взносы за их аренду делались в девятую пританию19, которая упоминается в стк. 8. Во фрагменте В (сткк. 30—31) содержится неожиданная статья «... и нельзя... ни сдавать в аренду, кроме...», хотя во фрагменте А речь идет в основном об аренде. Отсюда можно заключить, что в данном декрете речь идет о должниках, не внесших положенную арендную плату. При этом следует также учитывать, что выражение «сколько же (земли) они сами обрабатывали» (стк. 17) соответствует утверждению Исократа о том, что клерухи сами занимались земледелием (VIII, 92), т. е. должниками были они сами, а не какие-либо арендаторы их земель. Установив, что речь в декрете идет о клерухах, арендовавших обычные участки и (или) темены у государства, перейдем к исследованию его содержания20.

Клерухия па Лемносе существовала уже много лет. Видимо, вследствие напряженной обстановки, вызванной участием Афин в Коринфской войне, часть клерухов не полностью выплачивала арендную плату и задолжала государству определенную сумму денег21. Поэтому по заключении мира афинские власти занялись наведением финансовой дисциплины в отношении выплаты арендной платы клеру хами. Прежде всего была проведена опись имущества задолжников (сткк. 6—7)22, затем данным постановлением под угрозой конфискации их достояния (или части его — стк. 7) предписывалось уплатить долги государству к девятой притапии текущего года (сткк. 8—9).

Далее упоминаются буле и коллегия трех (стк. 10), которая, скорее всего, занималась разбором дел о клерухах-должниках; видимо, она заседала около Тссейона (который был прибежищем обижаемых)23. Сюда можно было обращаться (?) в любой дозволенный обычаями день (сткк. 10—11).

Как показывает стк. 12, в которой упоминаются пентакосиомедимны, клерухи на Лемносе, как афинские граждане, делились на имущественные разряды. По-видимому, это свидетельствует о неодинаковых возможностях клерухов: естественно полагать, что упоминаемые в надписи пентакосиомедимны не переселились сюда из Аттики, а перешли в это высшее сословие благодаря своим наделам, полученным на Лемносе. В любом случае очевидно, что контингент клерухов в социальном отношении не был монолитным. В связи с этим не лишне будет снова обратиться к рассказу Фукидида об отправлении клерухии на Лесбос (III, 50, 2), из которого вытекает следующее.

Во-первых, когда в Афинах была объявлена запись желающих отправиться в клерухию, предложение превысило спрос, так что пришлось прибегнуть к метанию жребия (σφίϊίν αύτων κληρούχους τους λαχόντας). Значит, отправление в клерухию считалось выгодным предприятием и в Афинах еще оставалась масса потенциальных колонистов.

Во-вторых, ежегодная рента в 200 драхм могла привлекать только фетов и зевгитов, но не граждан более высоких разрядов. Дело в том, что две мины — это примерная стоимость трех-четырех метров земли24. В Аттике же, как установил В. Андреев, около 4500 земледельцев имели участки в 1 га, другие 4500—в 3,5 га, и еще 4500 — в 7,5 га25. Хотя приведенные цифры весьма приблизительны, все же в целом они отражают основные моменты и тенденции аттического землевладения в V—IV вв. Поэтому рента в две мины могла привлечь лишь лиц фетского или зевгитского состояния (ср. предписание декрета о колонии в Брею набирать переселенцев именно из этих двух разрядов — № 5, 40—41). Таким образом, появление пентакосиомедимнов в лемносской клерухии, по всей видимости, обязано росту имущественного состояния отдельных клерухов, наделы которых здесь, очевидно, были довольно обширны26.

Далее, в сткк. 13—14 декрета о ломносской клерухии, упоминаются сами клерухи, выплата долга (? штрафа), затем, видимо, комиссия трех, если предложенное мною восстановление верно, и конфискованные хозяйства. Эти отрывки текста вполне соответствуют предположению об общей ситуации, подразумеваемой в данном документе: государство предпринимает ряд мер по ликвидации задолженности среди лемносских клерухов. Ср. также постановление гераклеотов27 об уплате штрафа или конфискации имущества, налагаемых на арендатора в случае несоблюдения договорных условий (речь идет в том числе и о задержке внесения арендной платы в установленное время).

Терминологическое значение глагола είσάγειν, упоминаемого в стк. 15, не вполне ясно. Он может означать как вызов в суд, возбуждение процесса, так и внесение денег. Второе значение предпочтительней, поскольку в соседних строках говорится о выплате долга или штрафа (сткк. 13, 10). Значение слова δημόσιον в стк. 16 в точности также неясно — это может быть и государственная казна, и тюрьма. В целом в стк. 16, видимо, речь шла о том, что должники, не уплатившие к установленному сроку долги сполна, заключаются в тюрьму независимо от того, сколько они выплатили из причитающейся с них суммы.

Как уже указывалось выше, из стк. 17 явствует, что клерухи сами обрабатывают свои земли на Лесбосе. Впрочем, их личный труд мог прилагаться и не ко всей земле, находившейся в их распоряжении. Степень приложения личного труда могла быть различной, и ясно, что клерухи переходили в более высокий имущественный разряд благодаря не столько земле, сколько размерам продуктов, получаемых с условно удерживаемой ими земли.

Далее упоминаются участки клерухов и продажа права на аренду земельных участков (сткк. 18—19). Из этих строк можно заключить, что урожай должников продается властями с торгов, как и само право аренды, т. е. из вырученных денег возмещается задолженность по арендной плате28. В следующей стк. 20 прямо упоминаются клерухи и задолженность. Содержащееся в стк. 21 слово δημόσιον в данном контексте определенно означает «государственную казну», поскольку при нем отсутствует предлог έν, с которым оно обычно употребляется в значении «тюрьма» и которое мы бы ожидали здесь, как, например, в договоре афинян и спартанцев, также являющемся эпиграфическим памятником29.

Содержащееся в стк. 21 выражение κληρό/ων τά μέν άλλα, надо думать, означает «остальное достояние клерухов»; в таком случае глагол είχον можно связывать с их земельными наделами. Видимо, эти наделы конфисковывались государством у тех клерухов, которые не сумели погасить свою задолженность к назначенному сроку30. В прямой связи с таким понимапием данного текста может стоять упоминание в следующей строке лиц, имевших претензии по поводу земли. Далее речь идет о судебной процедуре. Клерухи, таким образом, могли внести апелляцию по поводу наказания, наложенного на них, видимо, було или коллегией трех (ср. стк. 10).

Как можно понять из текста фрагмента В, установления, принятые в отношении клерухов на Лемносе, в какой-то своей части были аналогичны предписаниям афинских властей саламинским клерухам (стк. 34). Объединение этих клерухий в одну пару не случайно. Условия, в которых существовали, например, клерухии на Эвбее и Лесбосе, отличались тем, что здесь клерухи занимали земли местных, формально свободных хотя и покоренных афинянами, граждан. Таким образом ряд моментов внутреннего устройства клерухий определился внешними условиями их существования, т. е. местными конкретными условиями.

В тексте Ε упоминается передача конфискованных земельных участков клерухам (ср. декрет о митиленянах, сткк. 25—26) или, что менее вероятно, сдача их должниками (стк. 47). Впрочем, возможно, здесь следует дополнять κλήρ| ος - -] и это уточняет предложенное понимание
текста в том смысле, что либо должники были обязаны отдать свои наделы, либо речь идет о простом акте передачи клеров новым владельцам. В прямой связи с этим, может быть, стоит следующее затем упоминание о проживании на Лемносе. Содержащееся в стк. 49 выражение «если не явится» может указывать на то, что в данном месте декрета речь шла об обязательном проживании новых владельцев (возможно, новых клерухов), получивших конфискованные участки, на острове. Не исключено также, что в стк. 53 говорится о [- - στα]σιάσαντες —взбунтовавшихся клерухах31.

Во фрагменте С речь шла о записи вновь прибывших, вероятно, клерухов. Здесь в стк. 39 безусловно восстанавливается [- -τό δνομ]α πατρόθεν32.

В заключение еще раз отмечу, что было два типа афинских клерухий: 1) обычный тип — клерухи отправляются в клерухию и занимаются там сельским хозяйством, как на Лемносе или Саламине; 2) более редкий тип, возникавший от случая к случаю: при покорении союзников афинские клерухи получали ренту от арендаторов — бывших владельцев земли, как на Лесбосе. Эта рейта шла на поддержание гарнизона из клерухов.

Само собой разумеется, что предложенная выше интерпретация декрета о лемносской клерухии в известной мере предположительна и ее данные могут быть приняты, строго говоря, лишь в качестве рабочей гипотезы, за исключением тех моментов, которые безусловно зафиксированы текстом надписи и имеющимися аналогиями.



1 Stroud R. S Inscriptions from the North Slope of the Acropolis, p. 163—165.
2 Возможно, имеются в виду темены. См.: Stroud R. Op. cit., p. 172. Ср.: SEG, III, № 117 (темен па Лемносе с определением αφορισθεντος).
3 Tod, № 146; № 144. 1-17.
4 Thuc, I, 56 sq.
5 Ibid., II, 70.
6 Ibid., II, 70, 4.
7 ML, N 66.
8 Xen., Hell., II, 2, 9.
9 Ibid., II, 2, 1-2.
10 Ibid., II, 2, 15; 24.
11 Isocr XV, 108, 113.
12 Tod, N 146, сткк. 5—0.
13 Ibid., N 146.
14 Лемнос был отдай афинянам по царскому миру, который был заключен зимой 387/6 г. при архонте Теодоте (Diad., XIV, 110, 1), упоминаемом и в данном декрете (стк. 32).
15 Ср. восстановления С. Я. Лурье [Luria S. Die lemnische άπογραφή, 130 сл. (SEG, III, № 73)] и соображения Страуда (Op. cit., p. 169).
16 IG, I2, N 140.
17 Hdt., VIII, 11.
18 Elian., Ѵаг. hist., VI, 1. Авторы ATL (3, p. 29G) предложили читать вместо τήν δέ λοιπή ν более соответствующее, по их мнению, контексту τό δέ λοιπόν («на будущее»), полагая вместе с Нессельхауфом, что государство не могло в одно и то же время сдавать землю в аренду и ею же наделять клерухов.
19 Thuc, III, 50, 2; X 15.4-7.
20 Arist, Ath., pol., 47, 4.
21 В одной из афинских надписей середины V в. перечисляются участки, расположенные главным образом на Херсонесс, куда были выведены эпойки или (по распространенному мнению) клерухи IG, I2, № 375). Эти участки и озеро сдавались в аренду (ср.: IG, I2, № 370, 377).
22 Темены сдавались в аренду сроком на 10 лет (Arist., AthM pol. 47, 4).
23 Ср.: Ps.-Arist., Oec, II, 1, 5—1347а (об описи имущества у потидейских клерухов).
24 Ср.: Plut., Tbes., 36, 2.
25 Андреев В. Н. Цена земли в Аттике в IV в. до н. э. — ВДИ, 1960, № 2, с. 47 сл. Как показывает купчая из Амфиполя, виноградник в 6 плетров оценивался в 320 драхм BCII, 1961, 85, р. 431).
26 Андреев В. Н. Размеры земельных участков в Аттике в IV в. до н. э. - ВДИ, 1959, До 2, с. 142.
27 Ср.: Arist., Ath. pol., 7, 4 (о переходе из фетского состояния во всадническое).
28 Schwyzer, N 62.108-112.
29 Ср., упоминаемую в «Аттических стелах» в связи с конфискацией имущества гермокопидов продажу урожая осужденных и их арендных прав (ML, As 79 А. 20—24, В. 110-115).
30 Thuc, V, 18, 7.
31 Сохранилась сильно фрагментированная надпись с перечнем конфискованных хозяйств клерухов на Лемносе, относящаяся к 370/09 г. (Меritt В. D. Greek Inscriptions. — Hesperia, 1900, 29, p. 25-20).
32 Ср.: IG, II2, N 1052.14.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Франк Коуэл.
Древний Рим. Быт, религия, культура

С.Ю. Сапрыкин.
Религия и культы Понта эллинистического и римского времени

Ю. К. Колосовская.
Паннония в I-III веках

Дж. Пендлбери.
Археология Крита

А. С. Шофман.
История античной Македонии
e-mail: historylib@yandex.ru