Реклама

Я. В. Минкявичюс.   Католицизм и нация

Предисловие

Проблема религии теоретически и практически рассматривается обычно в ее многообразных связях и аспектах. Религия является объектом исследований исторической, этнографической, философской, психологической и других наук.

Историческое исследование религии, как правило, имеет своим объектом конкретные формы религий, связанные с ними идеологические течения и движения социальных сил, деятельность различных церквей, клерикальных партий и организаций, вплетение определенных религиозных систем и церковных институтов в социальную и духовную жизнь разных народов. В этом конкретно-историческом подходе к данной области неизбежно отражается факт существования религии и церкви на конкретной почве истории племен, народностей, наций.

Таким образом, возникает весьма важный специальный вопрос о месте и роли религии в этнической структуре общества. Этот вопрос нуждается в философском и социологическом анализе. Отсюда более частная, но актуальная проблема — проблема существования религии и ее институтов в современном многонациональном обществе, проблема взаимосвязи религиозного и национального факторов, отношений определенной религии и церкви с определенной нацией и нациями.

Предметом данного исследования является соотношение католицизма (религии и церкви) и нации, католическая позиция в национальном вопросе, положение католицизма в современном национальном обществе.

Исследование отношения католицизма к нации охватывает совокупность важных вопросов, представляющих большой философски-социологический интерес и актуальную идейно-политическую значимость.

Поскольку современный католицизм является одной из наиболее распространенных и влиятельных религиозных систем, то его концепция по национальному вопросу тем более заслуживает теоретического и политического внимания.

За последнее десятилетие, и особенно при понтификате Павла VI, Ватикан усилил свое внимание к этому вопросу. Ведь католицизм существует на самой пестрой базе социальна-этнической структуры современного общества, поэтому католический универсализм и космополитизм не умаляют, а, наоборот, вызывают большой интерес к исследованию его приспособления к конкретным национальным условиям.

Позиция католицизма в национальном вопросе является предметом особого внимания со стороны как реакционных, так и прогрессивных сил разных стран. Определенный интерес к ней проявляют и советские ученые.

Наряду с конкретным анализом католической концепции по национальному вопросу в данной работе выдвигаются и рассматриваются некоторые общие и методологические вопросы о взаимосвязи религии и нации, о переплетении конфессиональных и этнических факторов, о месте и роли религии в социально-этнической структуре общества.

На основе методологических принципов марксизма-ленинизма автор ставит перед собой в данном исследовании двуединую задачу.

В научном плане, философски и социологически осмысливая идеологию современного католицизма, вскрыть гносеологическую и социальную природу его концептуального отношения к нации и всей связанной с национальными отношениями проблематике; при этом главное внимание обращается на вопрос, какая действительная реальность отражается в католической мистификации социально-этнического бытия и его проблем.

В практически-политическом плане внимание сосредоточивается на конкретно-историческом подходе к анализу материальных и идеологических процессов с учетом дифференциации сил, на анализе действия всевозможных факторов, проявления новых тенденций, граней борьбы прогрессивных и реакционных сил по национальному вопросу.

Вопрос о правильной оценке места и роли религии и ее институтов в социально-этнической структуре общества, в различных социальных и национальных движениях прошлого и современности — это вопрос о союзниках и противниках прогрессивных сил в национально-освободительной борьбе, в борьбе за национальные интересы и национальную культуру народов; это вопрос об отношении к исторической традиции, об оценке культурного наследия, часто выступающих в прямой или косвенной связи с религиозно-церковным фактором; это, наконец, вопрос о взаимоотношении коммунистов и верующих, о диалоге марксистов и католиков по социальным и национальным проблемам. Это также вопрос о регулировании отношений социалистического государства и государства национальной демократии с церковью, учитывая национальную специфику; это вопрос об атеистическом и интернациональном воспитании.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru