Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Алексеева Е.К. Развитие традиционного жилища кочевых эвенов

Одна из важнейших задач этнографической науки - изучение традиционной культуры народов мира во всем многообразии ее проявлений. Предметом исследования этнологов являются различные компоненты материальной и духовной культуры. Одним из сложных элементов материальной культуры этноса представляют жилища и связанные с ними хозяйственные и бытовые постройки. В данной статье мы рассмотрим развитие традиционных типов жилищ эвенов Якутии.

Эвены на протяжении своей многовековой истории создали по-своему богатую и неповторимую культуру не изолированно от других народов. В дореволюционный период основу хозяйства эвенов северо-восточных районов Якутии традиционно продолжали составлять оленеводство транспортного направления, охота в сочетании с рыболовством. Данный тип хозяйственно-культурной деятельности обусловил формирование особого, кочевого уклада жизни, самобытной культуры, оказывал огромное влияние на родовую организацию кочевников, регламентировал их взаимоотношения. Нельзя не проигнорировать роль природно-климатических и эколого-ландшафтных условий окружающей среды Севера, оказавших влияние на сложение особого северного стиля мышления и образа жизни.

На возникновение и распространение типов жилищ эвенов в первую очередь оказали влияние такие факторы, как природно-географические условия мест проживания локальных групп эвенов; этнические традиции; культура других народов, с которыми вступали во взаимодействие эвены; способы ведения хозяйства; социально-экономическое положение семьи и рода.

Причем весьма показательно главенствующее влияние природно-географических условий, с которыми тесным образом связан способ ведения хозяйства. Они в свою очередь оказали влияние на распространение жилища определенного типа, отвечавшего условиям кочевого быта эвенского этноса. Все элементы традиционных жилищ соответствовали традиционному укладу жизни этноса. Вследствие кочевого образа жизни, где оленеводство и охота играли превалирующую роль, у всех групп эвенов были распространены традиционные типы жилищ, отличающиеся относительной подвижностью: конический чум (илуму); цилиндроконическая юрта (чорама-дю).

Общее название всех эвенских жилищ восходит к тунгусо-маньчжурскому - дьуу. В силу производственной деятельности указанные типы жилищ имели временный, сезонный характер.

Более древним жилищем тунгусов считается чум илуму, который относится к особому тунгусскому типу чумов. Конический чум, крытый ровдугой или берестой, типичная черта таежных охотников кочевой культуры. Чум был известен почти всем народам Сибири, а также отдельным группам алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов. Но некоторым народам Приамурья на северо-востоке - корякам, чукчам, эскимосам, алеутам это жилище неизвестно (Дьяконова В.П., 1995, с. 29; Историко-этнографический атлас Сибири, 1961, с. 87; Хомич Л.В., 1966, с. 55).

Весьма сложен и противоречив, на наш взгляд, вопрос о генезисе цилиндро-конического типа жилища эвенов - чорама-дю. Данный тип жилища, в отличие от чума, является более усовершенствованным и сложным в конструктивном отношении. Считается, что юрта впервые появилась у эвенов на Охотском побережье (в его северной части) в XVIII - начале XIX вв. в связи с бурным развитием оленеводства и ростом численности отдельных семей. По мере расселения эвенов-оленеводов по северо-востоку юрта распространилась на запад вплоть до междуречья Нижней Лены и Яны, а на восток - до Камчатки. Существует мнение о том, что эвены переняли навыки строительства цилиндро-конических чумов у чукчей и коряков. Утверждая эту точку зрения, Б.А. Спеваковский (1984, с. 128) ссылается на то, что конструкция эвенского чорама-дю имеет много аналогий с конструкцией корякско-чукотской яранги и данное жилище распространено на территории расселения эвенов, граничащих с чукчами и коряками (северо-восток Сибири).

Есть противоречащее мнение, что цилиндро-конический каркасный чум под названием чуораа был издревле известен тюгясирским и ламунхинским эвенам (Васильев Ф.Ф., архив ЯНЦ СО РАН, л. 70). С ярангой оленных чукчей много аналогий имеет строение эвенов Магаданской области и Камчатки - оно является как бы промежуточным звеном в системе однотипных строительных конструкций исконно палеоазиатских и тунгусо-маньчжурских народов. Ф.Ф. Васильев делает однозначный вывод о параллельном существовании двух видов яранг - приморского и тундреного. Это наглядно показывает не только огромное влияние хозяйственно-бытовых занятий на материальную культуру, но и тесные этнические контакты морских охотников, оленеводов и охотников (Васильев Ф.Ф., архив ЯНЦ СО РАН, л. 27; л. 50-51).

В общеизвестной литературе, кроме конических жилищ - илуму и голомо, - мало или вовсе не упоминаются и другие виды примитивных чумов, существовавших у эвенов. Это корьевые и жердевые чумы, аналогичные илуму, но покрышкой для первого чума служили лиственная и сосновая кора. Жердевые чумы вовсе не имели покрышки, весь конус обкладывался жердями, плотно пригнанными друг к другу. Так, huарма - это юрта или чум, состоящий из одних жердей (букв. в переводе означает «жердевая»), нямалда - другой тип жердевого чума (букв. в перев. означает «из мха»). В таких жилищах жили обычно бедные семьи, не имевшие своего летнего переносного жилища и достаточного количества транспортных оленей.

Следует отметить, что в русле общего направления развития жилищ эвенов в конце XIX - начале XX вв. существовали локальные особенности. Так, у локальных групп эвенов наблюдаются некоторые отличия в деталях конструкции жилища и внешнего покрова, а также в терминологии, что можно объяснить территориальной разобщенностью к концу XIX в., под воздействием которого сложились несколько областей проживания эвенов.

В общих чертах жилища эвенов Якутии не имеют отличий от жилищ эвенов других регионов. Отличия обусловлены лишь природно-климатическими условиями и особенностями ландшафта территории проживания отдельных групп - тундра, лесотундра, таежная зоны, а также хозяйственной деятельностью (таежное и тундреное оленеводство, рыболовство).

Вплоть до недавнего времени чум - илуму и юрта - чорама-дю оставались основными видами жилищ эвенов. Активное их вытеснение домами русского типа началось вместе с коллективизацией, но долгое время было не особенно успешным. На всей этнической территории эвенов наиболее распространенной формой жилья был конический чум ввиду его большей компактности по сравнению с юртой. Берестяные чумы стали большей редкостью уже в 1930-е гг. из-за сложности изготовления берестяных покрышек. Дольше сохранялись ровдужные чумы (преимущественно у аллаиховских и некоторых других групп эвенов севера Якутии). В настоящее время их используют как приспособление для копчения мяса, шкур (например, в оленестадах Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)), но для их прикрытия используют брезентовый материал.

Юрты также долгое время были непременным элементом эвенских поселений, особенно в северных безлесных районах Якутии. Так, уже в начале 1930-1940-х гг. в Томпонском, Верхоянском, Оленекском районах юрта перестала употребляться. На замену вошли в обиход палатка из ткани и из шкуры оленя с подстриженной шерстью. Несколько дольше она сохранялась у эвенов Охотского побережья, где в качестве летника встречалась еще в 1950-х гг. До конца 1960-х гг. юртой пользовались только эвены березовско-россохинской группировки (Васильев Ф.Ф., архив ЯНЦ СО РАН, л. 72). До сих пор юрта сохраняется у тундреных оленеводов Северо-Восточной Якутии. Причина сохранения ее там - сильные пронизывающие ветры, господствующие на побережье Ледовитого океана в зимнее время. В разные годы юрту пытались заменить балками (деревянные каркасы на полозьях, обтянутые брезентом или шкурами), передвижными домиками различной конструкции. Но основным видом временного жилища у эвенов-оленеводов в настоящее время является двускатная палатка, вошедшая в обиход в 1960-е гг. Она отличается легкостью и удобством при транспортировке (История и культура эвенов, 1992, с. 10). В зимнее время эвены-оленеводы живут в срубных избушках.

Жилые срубные дома начали строить в 1930-х гг. Строительство частично благоустроенных домов современного типа для коренных жителей началось во 2-й половине 1950-х гг. (Васильев Ф.Ф., архив ЯНЦ СО РАН, л. 73). До конца 1950-х гг. строительство велось преимущественно собственными силами. Небольшие однокомнатные домики на две-три семьи делали, как правило, из местного тонкомерного леса. Эти дома в суровых зимних условиях не выдержали конкуренции с юртами, которые до конца 1960-х гг. были непременным элементом многих эвенских поселений в северных безлесных районах Якутии. И только с началом государственного жилищного строительства в северных колхозах и совхозах в 1970-е гг. ситуация стала заметно меняться (Историко-этнографический атлас Сибири, 1961, с. 81).




*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №07-01-79103а/Т).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.
e-mail: historylib@yandex.ru