Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Анджелы Черинотти.   Кельты: первые европейцы

«Случай» Ирландии

Географическое положение Ирландии обусловило ее отличие от других кельтских континентальных регионов и в том, что касается культуры, а именно латенскои культуры с ее расцветом и закатом, ярко выраженной в материковых областях, развитие которой протекало в первые века нашей эры Когда на остров пришло христианство, ирландская культура, отличавшаяся самобытностью, оказалась способной принять новые символы, при этом не утратив собственные.

Христианство появилось в Ирландии в период, когда она испытывала большую политическую нестабильность: древнее политическое устройство рушилось вследствие изменения форм правления новых династий, которые правили почти до конца 1-го тысячелетия. На смену небольших раздробленных королевств пришли более крупные, сосредоточившие в своих руках всю гражданскую и военную власть (IV-V вв.). На севере располагалось королевство Тара, которым управлял род О'Нейллов, а на юге - королевство Эоганахтов, которые, согласно более поздним источникам, имели еще титул короля Кашела и Мюнстера. Существовала юридическая система с замкнутой кастой (брегоны), которой вверялся контроль за соблюдением и трактовкой законов. Эти элементы единоначалия, пусть даже частичного, облегчили распространение новой религии.

Первым епископом, посланным Римом в Ирландию, о котором имеются сведения, считается Палладий (в 451 г.), но у него были предшественники, оставшиеся в неизвестности, но подготовившие первых верующих, которых и встретил прибывший епископ.



Изображения древнего креста: в первом случае он сделан из ирландского камня, во втором - выложен из цветов на кладбище монастырского аббатства Ардферт графства Керри. Этот тип креста (некоторые антропологи трактуют его как символическое изображение Древа мили и относится к ирландскому искусству дохристианских веков. Недоказанность непрерывности между кельтской и христианской историей Ирландии остается актуальной и на сегодняшний день.
Изображения древнего креста: в первом случае он сделан из ирландского камня, во втором - выложен из цветов на кладбище монастырского аббатства Ардферт графства Керри. Этот тип креста (некоторые антропологи трактуют его как символическое изображение Древа жизни) относится к ирландскому искусству дохристианских веков. Недоказанность непрерывности между кельтской и христианской историей Ирландии остается актуальной и на сегодняшний день.

Культ св.Патрика
До сих пор каждый год в последнее воскресенье июля толпа паломников совершает восхождение на гору св. Патрика высотой восемьсот метров. Паломники вспоминают эпизод из жизни святого: в 441 г. на этой горе покровитель Ирландии звоном колокольчика освободил остров от змей, и память об этом эпизоде, несущем в себе черты магии, смешивается с практикой традиционной католической божественности. В этом паломничестве верующие делают остановки, как и при прохождении Крестного пути Христа, для произнесения молитв {«Отченаш», «Радуйся, Мария» и «Верую»). Число молитв (семь) и последние фазы обряда (молитва читается сначала при хождении вокруг круглой могильной плиты на горе, а затем при хождении семи кругов вокруг ложа св. Патрика) передают явную веру в магию.


Но наиболее выдающейся фигурой был, конечно, св. Патрик (ок. 390-460), бритт, который в юности был похищен во время набега ирландских разбойников и продан в рабство. В то время как в Галлии и Италии христианство распространялось преимущественно в городах, св. Патрику удалось обратить в христианство как короля Ирландии Лоэгайре и его детей, так и большинство простого парода. Учитывая местные традиции, он реорганизовал ирландское законодательство, добавив к праву дохристианского периода право, основанное на евангельских истинах. Он не вступал в противодействие с друидами, запретив только жертвоприношение языческим богам, но при этом св. Патрик постепенно ослаблял их авторитет, заменяя друидизм христианским вероисповеданием. В истории сохранился рассказ о чудесном воскрешении из мертвых героя Кухулина.

Однако связи Церкви Ирландии первых веков нашей эры и Рима не были прочными и серьезными. Существовавшие различия касались организационной структуры исполнения церковных обрядов (исключение женщин из проведения литургии и другой порядок посвящения в епископы) и определенных правил, так, например, ирландский епископ должен был быть одновременно аббатом монастыря. Так, св. Колумбан (540-615) написал письмо Папе Григорию I о том, чтобы он усилил контроль за ирландской Церковью, которая исповедует учение Христа не с таким усердием, как это делается на континенте.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Р. И. Рубинштейн.
У стен Тейшебаини

Ю. Б. Циркин.
История Древней Испании

Анна Мурадова.
Кельты анфас и в профиль

А. И. Неусыхин.
Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII—XII вв.

Думитру Берчу.
Даки. Древний народ Карпат и Дуная
e-mail: historylib@yandex.ru