Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.6.7. Валерий Флакк и Плиний о скифо-египетской войне

Той же традиции, очевидно, принадлежит свидетельство поэта I в. н. э. Валерия Флакка, который в своих «Аргонавтиках» связывает ее с идущей от Геродота теорией о происхождении колхов от воинов Сесостриса (V, 416 — 421): cunabula gentis (417) Colchidos hie ortusque tuens, ut prima Sesostris (418) intulerit rex bella Getis, ut clade suorum (419) territus hos Thebas patriumque reducat ad amnem, (420) Phasidis hos imponat agris Colchosque vocari (421) imperat. Скифы, таким образом, отождествляются здесь с гетами, как позже Кассиодор (у Иордана) отождествлял тех и других с готами. В другом пассаже поэмы Валерия Флакка (VI, 33—170) также можно проследить некоторые параллели с текстом Юстина. Часть перечисляемых здесь народов, входящих в состав скифского войска, сопровождается эпитетами, позволяющими утверждать, что Валерий Флакк был знаком с идеализирующей скифов традицией (VI, 130- 131, 145)85.

В рамках той же «скифофильской» традиции находится и одно из сообщений Плиния Старшего (N.h. XXXIII, 52), которое, однако, стоит внутри нее особняком. Плиний сообщает о царе колхов по имени Saulaces, потомке Ээта, который владел огромным количеством золота и серебра. Здесь же говорится о его победе над египетским царем Сесострисом, который ежегодно запрягал кого-нибудь из побежденных им царей в свою колесницу, справляя таким образом триумф. Последняя деталь восходит, очевидно, в конечном итоге к тому же источнику, что и аналогичное сообщение у Диодора (I, 58, 2), т.е. скорее всего к Гекатею Абдерскому. Однако победа над Сесострисом приписывается не скифам, а колхам, царь которых по имени Saulaces более в источниках не упоминается. Этот рассказ подразумевает также, что колхи не происходят от воинов Сесостриса. Наконец, этот поход, а значит и правление Сесостриса, относится к достаточно позднему времени — во всяком случае после похода аргонавтов, о чем свидетельствует замечание, согласно которому Савлак был потомком их современника Ээта. Источник информации Плиния в данном случае неясен, но скорее всего он был достаточно поздним. На это указывает характерное для позднего времени смешение скифов и колхов (ср. Steph. Byz. s.v. Παντικάπαιον, где говорится, что царем скифов был сын Ээта, ср. выше, 1.3.5; Shol. Pind. P. IV, 377, где утверждается, что скифы были άποικοι египтян; речь идет, разумеется, о традиции о египетском происхождении колхов). Следует отметить при этом, что имя Савлака, вероятно, сармато-аланское (ср. осет. sawlaeg, «черный человек»). В первой части имени содержится древнеиранское слово *syava- > *sav-, «черный», а во второй — алано-осетинское laeg, «мужчина, муж». Второе слово, известное в ряде кавказских языков (абхазском, абазинском, чеченском, даргинском, кабардинском и др.) является ранним кавказским заимствованием в алано-осетинский. На раннюю дату этого заимствования указывает наличие в венгерском слова legeny, «парень», куда оно вошло из аланского; засвидетельствовано данное слово и в аланской зеленчукской надписи XII в.86 Возможно поэтому, что в основе рассказа Плиния лежит некий неизвестный нам источник, излагавший иную версию скифо-египетской войны и опиравшийся отчасти на собственно сармато-аланскую традицию о легендарном царе Савлаке. Эта традиция была скомбинирована с известиями о золотоносной Колхиде, и сармато-аланский царь превратился в колхского, который, как все колхские цари в греческой традиции, был объявлен потомком Ээта. Возможно, эта аланская традиция была изначально связана с Кавказом (ср. ирано-кавказский характер имени Савлака), что облегчило ее соотнесение с Колхидой.

Остальные упоминания Сесостриса у Плиния происходят из других источников. Дважды этот царь упоминается в VI книге: в первом тексте (165) сообщается, что он впервые пытался прорыть канал от Нила до Красного моря, во втором (174) говорится, что мыс и бухта Mossylites на северо-восточном побережье Африки были крайней точкой, куда дошли войска Сесостриса. Оба упоминания, очевидно, заимствованы у Юбы Мавританского (FGrHist 275 F 34 — 35), который, в свою очередь, опирался в основном на эллинистические источники. Упоминания о канале Сесостриса встречаются в античной литературе начиная с Аристотеля (Aristot. Meteor. I, 14, 352b), к которому, видимо, в конечном итоге и восходит эта информация. Морские и сухопутные походы Сесостриса на юг являются существенной частью традиции о нем и восходят в конечном счете к местным египетским источникам. Конкретное упоминание пункта на побережье, до которого дошел Сесострис, явно происходит из одного из эллинистических пери плов.

Вряд ли к этой традиции, вопреки мнению А. фон Гутшмида87, принадлежит ученик Аристотеля Клеарх. Его сообщение (fr. 46 Wehrli) о том, что скифы отрезали носы покоренным, от чего происходит название потомков последних, возможно, действительно связано с народной этимологией названия палестинского города Ρινοκόλουρα. Страбон пересказывет весьма сходную историю, объясняющую название этого города (XVI, 2, 31): сюда были переселены некие египетские κακούργοι, которым отрезал носы эфиопский царь (очевидно, Тахарка). Однако подобная связь в рассказе Клеарха вовсе не означает, что скифы дошли до этого города: он говорит, что потомки обезображенных скифами людей, которые называются сейчас по своему увечью, переселились (οί απόγονοι μεταστάντες έτι και νυν από του πάθους έχουσιν την έπωνυμίαν). Речь может идти, таким образом, о каком-то переселении из Скифии, о времени и обстоятельствах которого ничего не сообщается. Однако даже если предположить, что Клеарх действительно имел в виду, что скифы отрезали носы жителям Палестины (что маловероятно), то он мог говорить и о походе скифов Мадия в конце VII в. до н. э., о котором рассказывает и Геродот (ср. ниже, 2.7.2). Связь фрагмента Клеарха с традицией о скифо-египетской войне, следовательно, более чем сомнительна.



85 А. фон Гутшмид (Gutschmid 1894, 82 — 83) предполагает шесь единый источник. Возможно, Валерий Флакк и пользовался источником Помпея Трога, но ему явно были доступны (возможно, через посредников) и другие, в том числе хорошо информированные, источники, откуда происходит, например, сообщение о Колаксе (VI, 48).

86 ИЭСОЯ, т. II (1973), 20-21; т. III (1979), 42-43, 46.

87 Gutschmid 1894, 91, Anm. 1. 262-263, с литературой.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

С. В. Алексеев, А. А. Инков.
Скифы: исчезнувшие владыки степей

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом
e-mail: historylib@yandex.ru
X