Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Имущественное и наследственное право мусульман

Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства.

Характерная черта мусульманского права о наследовании — это отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько. В зависимости от степени родства и принадлежности мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и приоритет при наследовании установлены Шариатом на основе трех групп наследников — в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом Шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы.

Наследники покойного или покойной распределены Шариатам по группам следующим образом. Первая группа наследников — это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей, наследниками считаются дети его детей — по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка, братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников — дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т. д. Рассмотрим отдельно каждую группу наследников.

Первая группа наследников. Если наследник первой группы у покойного всего один (отец или мать, или единственный сын, или единственная дочь), он получает все наследство целиком. Если покойный имел несколько дочерей или сыновей, все наследство делится между ними поровну. Если у покойного есть сын и дочь, наследство делят на три части, из которых две получает сын, а одну — дочь. Если же у покойного несколько дочерей и сыновей, наследство делится таким образом: доля каждого сына равна доле двух дочерей, т. е. сыновья получают в два раза больше, чем дочери.

Если покойному наследуют одни только родители, две части наследства получает отец и одну часть — мать. Если же у покойного остались кроме родителей еще два брата, например, и четыре сестры, наследство делится на шесть частей: одну долю получает мать, остальное — отец, братья же и сестры не получают ничего.

Если остались отец, мать и дочь покойного, наследство делится на пять частей: отец и мать получают по одной части, а дочь — три. Если же остались Отец, мать и единственный сын покойного, наследство делят на шесть частей, из которых отец и мать получают по одной части, а сын — четыре; если сыновей и дочерей несколько, эти оставшиеся четыре части делят таким образом, чтобы доля каждого сына составляла долю двух дочерей.

Если остались отец (или мать) и сын покойного, наследство делят на шесть частей: одну — отцу (или матери), пять — сыну. Если же у покойного остались отец (или мать) и сыновья и дочери, наследство также делится на шесть частей, из которых одна часть достается отцу (или матери), а остальные распределяются между детьми, из расчета, что доля каждого сына равна доле двух дочерей. Если остались отец (или мать) и дочь покойного, наследство делят на четыре части: одну часть отцу (или матери), остальное — дочери умершего. Если же у покойного остались отец и несколько дочерей или мать и несколько дочерей, наследство делят на пять частей, одна из которых достается матери или отцу, а остальные поровну делятся между дочерьми. В случае же если у покойного не осталось детей, а есть только внуки (например, один внук от дочери и одна внучка от сына), наследство делят на три части: одну часть — внуку от дочери, две — внучке от сына, потому что потомков по мужской линии Шариат ставит выше, и т. д.

Вторая группа наследников. К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети.

Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит ему; если единственные его наследники — несколько его братьев и сестер, братья получают в два раза больше, чем сестры. Если родители покойного имеют братьев и сестер и эти браться и сестры живут отдельно от матери покойного, они ничего не получают. Если наследником покойного является единственная сестра (или брат) его матери, и при этом они отделены от отца покойного, все наследство получает эта сестра или брат матери. Если наследниками покойного являются братья, сестры его отца и единственный брат (или сестра) его матери, наследство делят на шесть частей: одна часть — брату (или сестре) матери покойного, остальное — братьям и сестрам отца, с условием, что доля одного брата равна доле двух сестер. Если наследниками являются единственный брат и единственная сестра покойного и несколько сестер и братьев его матери, наследство делят на три части: одну часть распределяют поровну между братьями и сестрами матери покойного, остальное — между братом и сестрой его отца, причем доля брата в два раза больше доли сестры.

Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии.

Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследство не получают. Если наследниками являются дед и бабка по отцовской линии покойного, наследство делится на три части: две — деду и одну бабке. Если же наследниками являются дед и бабка по материнской линии, наследство делится между ними поровну. Если наследниками являются один человек (дед или бабка) по отцовской линии покойного и один (также дед или бабка) по материнской, наследство делят на три части, из которых две получает дед или бабка по отцовской линии, а одну — по материнской. В случае, если живы оба деда и обе бабки покойного, наследство также делится на три части: одну часть поровну целят между дедом и бабкой покойного по материнской линии, а две части распределяют между дедом и бабкой по отцовской линии так, что доля деда в два раза больше доли бабки.

Третья группа наследников. Эта последняя, «резервная», группа наследников состоит из дядьев и теток покойного по отцовской и материнской линиям и их детей.

Если у умершего мусульманина не оказывается ни одного наследника первой и второй группы, наследство переходит к представителям третьей группы наследников. Следует, однако, отметить, что на мусульманском Востоке представители этой группы наследников в исключительно редких случаях участвуют в распределении наследства. Это происходит потому, что высокая рождаемость в мусульманской семье создает такие условия, что обязательно оказываются наследники из первой и второй групп. Но, несмотря на это, мусульманское право скрупулезно определяет и наследников третьей группы. Если наследником является единственный дядя или единственная тетка покойного по отцовской линии, он (она) и получает все наследство. Если же у покойного несколько дядьев и несколько теток по линии отца, наследство делится между ними таким образом, что дядья получают доли в два раза больше, чем теткины. Наследство между дядьями и тетками покойного по материнской линии делится поровну. При разделении наследства между дядьями и тетками учитывается и то обстоятельство, рождены ли они от одних и тех же родителей. Наследники покойного по отцовской линии получают больше, чем наследники по линии материнской.

В мусульманском праве наследования имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них.

Как известно, в мусульманском обществе женщины меньше мужчин заняты производительным трудом и общественной деятельностью, так что наследственное право во многом определяет экономическое и общественное положение женщины-вдовы.

Один только факт мусульманского наследственного права уже подтверждает это положение: если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы выяснить один очень важный вопрос. Дело в том, что до сих пор для исследователя остается не до конца ясным имущественное право жены и мужа в мусульманской семье. Как можно делить имущество между женой и мужем в семье, где господство мужа неоспоримо? Защита имущественных прав женщины по Шариату не имеет аналогии в западной юриспруденции. Известный исламовед И.П. Петрушевский отмечает: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество. В отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и приданым жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены»60.

Чтобы наследовать имущество жены или мужа, необходимо ясно представлять себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены (точнее, махр), ею полученное от мужа и от родителей, принадлежит жене, и муж не имеет права им распоряжаться. Но в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер: фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, а распоряжается ими муж, но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти, а все остальное семейное достояние является собственностью мужа.

Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства, а остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от этой или от других жен, жена получает лишь 1/8 наследства мужа. Жена не получает наследства из названного далее имущества мужа: дом мужа, в котором она живет, земельный участок, а также деревья на земельном участке. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, а если остались и дети — 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.

Если супруги находились в периоде идда (после развода) в момент, когда кто-то из них умер, то если его срок не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, а если смерть наступила после истечения этого срока, — не получает. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследства, в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12-месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследства покойного, если сама была инициатором развода.

Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа больше, чем доля и право жены. Очевидно, это связано с тем, что на плечах мужа лежит материальная ответственность за весь семейный бюджет, тогда как женщина по Шариату (если она — не полная сирота безо всяких родственников) — всегда живет на обеспечении родственников-мужчин.

В мусульманской юриспруденции разработаны даже правила дележа наследства, если оно представлено единичными неделимыми вещами. Например, если после покойного остались перстень, Коран, сабля, какая-то одежда, и все в одном экземпляре, в единичном числе, их получает старший сын умершего. Если же указанных предметов осталось по нескольку штук, старший сын должен поделиться ими с другими наследниками. Если у покойного остались два сына одинакового возраста от разных жен или близнецы, то эти предметы они должны поделить между собой. Если у покойного остались долги, наследники должны погасить их за счет имущества покойного, к которому должны быть отнесены и вещи, о которых только что говорилось.

Сложное переплетение степеней родства, частые внутриродовые и внутрисемейные распри привели к регламентации Шариатом наследственных отношений даже в таком случае, когда наследником является лицо, убившее наследуемого. Если последний был убит умышленно, убийца исключается из числа наследников, если же это произошло случайно, то в наследстве ему не может быть отказано. Но интересно, что в таком случае наследство не может быть использовано для уплаты диа — в качестве платы за пролитую кровь.

Если возникает необходимость выделить из наследства долю еще не родившегося ребенка, то, как правило, она определяется как доля двух сыновей. Если же предполагается, что может родиться тройня (три сына), выделяются равные доли для всех трех сыновей, для дочери же — половинная доля.

Мусульманское право препятствует неверному (кяфиру) получить наследство мусульманина, тогда как мусульманин может наследовать кяфиру.

Таким образом, шариатское право наследования вытекает из исламского учения о частной собственности и призвано охранять и укреплять частную собственность.

Мусульманские богословы утверждают, что законы Шариата о наследовании способствуют сохранению справедливости, препятствуют концентрации богатств в одних руках и, таким образом, служат барьером на пути перерастания частной собственности в монополистический капитал.



60Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966, 175.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Виолен Вануайек.
Великие загадки Древнего Египта

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

Владимир Миронов.
Древние цивилизации

В. М. Запорожец.
Сельджуки
e-mail: historylib@yandex.ru
X